Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Компьютер опознал портрет и пейзаж

Компьютер можно научить разбираться в живописи

Компьютер можно научить разбираться в живописи. Ученые, разработавшие соответствующий математический алгоритм, признают, что полноценной замены человека им сделать не удалось, но своим результатам они предлагают широкое применение.

Попытки «поверить алгеброй гармонию» не оставляют ученые умы во всем мире. Очередную работу в этом направлении провела международная группа ученых из испанского Университета Жироны и немецкого Института Макса Планка. Они попробовали «научить» компьютер разбираться в живописи. Им удалось разработать алгоритм, который

позволил компьютеру понимать, что нарисовано на картине, и определять, к какому художественному стилю относится изображение.

Специальный алгоритм использует установленные по картине параметры трех групп. Одну группу составляют ширина мазка, материалы, которыми создана картина, и цвета палитры. В другую группу параметров входят объекты, изображенные на картине, а также ее жанр — пейзаж, портрет, натюрморт и т. п. В третьей группе учитывается такая информация, как исторический контекст, сведения об авторе картины и тенденциях в живописи его эпохи. <2>

В ходе работы исследователи проанализировали различные алгоритмы для классификации картин компьютерами. Оказалось, что некоторые расчеты, основанные, в частности, на пиксельном анализе распределения цветов и определения палитры, использованной в конкретном произведении искусства, дают неплохой результат, которому вполне можно найти рациональное применение.

«Никогда нельзя будет стопроцентно определить с помощью компьютера эпоху, в которую была создана картина, ни каким-то образом измерить реакцию человека на произведение искусства.

Мы можем только посмотреть на тенденции подобных исследований», — говорит Микел Фейчас, один из авторов статьи, опубликованной в журнале Computers and Graphics.

Еще одна частность исследования заключалась в том, что ученые провели эксперимент с участием людей, которые плохо разбираются в искусстве. Им были показаны более пятисот картин художников — представителей одиннадцати разных художественных стилей, и участники эксперимента должны были после небольшого ликбеза попробовать определить, к каком стилю относится та или иная картина.

Как написано в статье, люди, не знавшие раньше разницу между конкретными стилями, «на удивление хорошо» справились с поставленной перед ними задачей.

Этим, как утверждают ученые, был продемонстрирован высокий потенциал человеческого восприятия.

Результаты своей работы ученые хотят применить для развития анализа художественных произведений, классификации и поиска изображений в запасниках музеев, создания информационных материалов, посвященных живописи, и «лучшей взаимосвязи между людьми, компьютерами и произведениями искусства».

Загрузка