Размер шрифта
Новости
Размер шрифта
А

Люси, Арди, Леди Х…

Обнаружен ранее неизвестный предок человека, названный «женщина Х».

На Алтае обнаружены останки гоминины, относящейся к новой, ранее неизвестной, ветви эволюции родственников человека. Анализ генома митохондриальной ДНК найденного в сибирской пещере образца позволяет предположить существование ранее неизвестной волны миграции древнего человека из Африки в Азию.

Вслед за масштабными исследованиями гоминиды Арди, которые были названы журналом Nature в числе самых важных открытий прошлого года, опубликована работа, посвященная другому предку человека. Последний номер Nature рассказывает об исследованиях генома нового, ранее неизвестного, предка человека, получившего пока имя «женщина Х».

Уникальность исследования древней леди в том, что ее идентификация проводилась по митохондриальной (неядерной) ДНК и участков костей, а не мягких тканей. Кроме того, геном леди Х показал, что ее родичи мигрировали из Африки в Евразию около 1 млн лет назад. Ранее об этом этапе миграции не было известно.

«Это очень крупное, выдающееся, открытие, и это очень интересно»,

— сказал «Газете.Ru» один из авторов работы — директор института археологии и этнографии СО РАН академик Анатолий Деревянко.

Останки костей гоминины были обнаружены в Денисовой пещере в Восточной Сибири, на границе Республики Алтай и Алтайского края. Судя по размеру, обнаруженный фрагмент — мизинец маленького ребенка. Радиоуглеродная датировка обнаруженных в этом же археологическом слое останков позволила отнести их к периоду 40 тыс. лет назад.

На втором этапе работы была проведена уточненная датировка с помощью митохондриальной ДНК. Ей было отдано предпочтение перед ядерной ДНК, так как ее количество больше. Каждая клетка содержит всего две копии ядерного генома и тысячи копий митохондриального генома. Несмотря на это, процесс извлечения чистой мтДНК, пригодной для расшифровки, из таких старых образцов, до сих пор остается довольно сложной задачей. Чтобы решить ее, коллектив лаборатории Свенте Паабо из лейпцигского Института эволюционной эмбриологии имени Макса Планка разработал специальную методику выделения и обогащения, которая уже была опробована год назад для расшифровки мтДНК пяти неандертальцев. Геном женщины Х определяли аналогичным способом.

МтДНК — это «молекулярные часы» клетки. По числу накопленных в ней мутаций исследователи определяют возраст образца. Новый полученный образец сравнили с геномом 54 современных людей, с геномом раннего человека (30 тыс. лет назад, найден в России), с геномом шести неандертальцев, и наконец, с геномом бонобо и шимпанзе.

Выяснилось, что леди Х сильно отличается от современных людей: даже неандертальцы вдвое ближе к нам, чем она. Это означает, что

новая гоминина отделилась от нашего общего предка раньше неандертальцев и современных людей – более миллиона лет назад.

После расшифровки мтДНК у ученых не осталось сомнений, что леди Х — это совершенно новая форма человека.

Homo erectus — первая гоминида, перебравшаяся из Африки в Евразию, совершила это «путешествие» около 1,9 млн лет назад. Кроме того, были известны еще две миграции: неандертальцы покинули Африку между 300 тыс. и 500 тыс. лет назад, а современные люди — ближайшие предки Homo sapiens — лишь 50–60 тыс. лет назад. Однако родословная существа, которому принадлежал мизинец из сибирской пещеры, ведет счет не от неандертальца, а от более древнего предка. Это может означать, что была еще одна волна переселения — после Homo erectus, но до неандертальцев.

Это один из революционных результатов работы, показывающий, что многое еще неизвестно в истории предков человека.

«Кто бы ни вынес этот митохондриальный геном из Африки миллион лет тому назад, это в любом случае некое новое существо, которое до сих пор не светилось на наших радарах», — отметил профессор Паабо, руководивший работой.

Он, однако, отметил, что строго назвать леди Х новым видом нельзя. Нет такого метрического показателя, который бы точно связывал степень различий в геноме и термин «отдельный вид». Для более точного описания объекта исследователи сейчас пытаются расшифровать бедный материал ядерной ДНК, извлеченной из костного фрагмента. Возможно, этот дополнительный анализ установит родственные связи этой и других гоминин.