Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Микеланджело добавил Богу мозгов в шею

Микеланджело, возможно, скрыл анатомическое изображение мозга в фресках Сикстинской капеллы

Гений эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти зашифровал в одной из фресок «Сикстинской капеллы» изображение анатомического строения головного мозга, считают американские нейробиологи. Однако историки искусств выступают против возведения такой теории над фактом несколько нестандартного изображения шеи фигуры Бога.

Эпоха Возрождения, отличительной чертой которой был сдвиг от церковной культуры к светской и повышение интереса к человеку как к личности, перед которой открыты все пути, породила ряд многогранных гениев, ученых-универсалов, художников, архитекторов и писателей. Творец, в какой бы области он ни работал, в своих изысканиях не был ограничен ее рамками: известно, что Леонардо участвовал в деятельности анатомических театров, чтобы научиться правильно изображать человеческое тело. Но все ли свои знания гении передали потомкам? А если передали, смогли ли мы прочесть эту информацию и разгадать загадки, заданные авторами?

Два профессора из Медицинской школы Университета Джона Хопкинса (Балтимор, США) – Иан Шек и Рафаэль Тамарго – считают, что разгадали одну из «головоломок», зашифрованных великим художником и скульптором Микеланджело Буонарроти во фресках Сикстинской капеллы – главной капеллы Ватикана. По их мнению,

фрески капеллы представляют собой зашифрованные анатомические рисунки.

Работа, посвященная исследованию одного из живописных шедевров Микеланджело, опубликована в Neurosurgery.

Известно, что Микеланджело интересовался анатомией всю жизнь, в том числе в ее прикладном аспекте, участвуя во вскрытиях. Неслучайно его статуя «Давид», находящаяся сейчас в музее Академии изящных искусств во Флоренции, считается идеалом человеческого тела — пропорции лица по ней изучают в художественных школах. Однако американские нейрохирурги считают, что художник оставил в своих фресках Сикстинской капеллы настоящие анатомические зарисовки: мозг человека и мозговой ствол изображены на шее бога с фрески «Отделение Света от Тьмы».

Это не первое изображение внутреннего органа человеческого тела, который ученые нашли (или им показалось, что они нашли) на фресках Сикстинской капеллы. В 1990 году терапевт Фрэнк Мешбергер объявил, что знаменитая фреска «Сотворение Адама» представляет собой эскиз головного мозга. Его работа опубликована в The Journal of American Medical Association. В 2000 году другой терапевт – Гарабед Экноян в своей статье в Kidney International заявил, что фреска «Отделение суши от вод» содержит изображение почки.

И вот очередь дошла до «Отделения Света от Тьмы» — другой фрески, посвященной сюжетам сотворения мира.

Мы видим фигуру Творца, облаченную в красные драпированные одежды, снизу и сбоку, и она представляется возносящейся в небеса. Его руки воздеты над головой, лицо обращено вверх и вправо, открывая шею и тыльную часть короткой бороды. Именно на этом участке, считают нейрохирурги, Микеланджело изобразил вид головного мозга и мозгового ствола.

Они различили на живописном изображении части височной доли, медуллы, варолиева моста и других структур мозга.

Профессор Тамарго обращает внимание на то, что шея бога именно на этой фреске совсем не похожа на шею других фигур, изображенных в примерно той же позе (см. изображение в фотогалерее). Обычно художники изображают линии шеи плавными, а в «Отделении Света от Тьмы» линии и формы достаточно резкие и отличные от обычной анатомии видимой части шеи. Ученые считают, что такое отличие не может быть случайным.

«Анатомия шеи у этой фигуры очень необычна. Если счесть, что это получилось ненамеренно, то следует признать, что у Микеланджело был очень плохой день, когда он работал над этим изображением. А это, в свою очередь, маловероятно: художник известен своей дотошностью и педантичность в работе», — объяснил Тамарго.

Позицию авторов косвенно подтверждают и другие факты.

Обычно бог изображается с длинной струящейся бородой, а здесь она неожиданно короткая, как будто специально открывающая шею.

Необычно и освещение. Вся фреска освещена слева снизу, однако шея «высвечена» справа. Авторы считают, что Микеланджело, мастер светотени, специально использовал этот прием для привлечения внимания к этой части картины.

Есть ли анатомическое изображение на фреске или это плод воображения авторов статьи? Сами они признают, что интерпретация, «конечно, субъективная: художники не сопровождают свою работу инструкцией по толкованию. Любая работа дискуссионна».

Мнения научного сообщества, как водится, разделились. «Я думаю, Шек и Тамарго сделали хорошую работу», — заключил профессор истории искусства из Университета Висконсина Гейл Гейгер, слова которого приводит The New York Times.

«Эти иллюстрации просто нонсенс, мягко выражаясь. Рисовать неоднозначные линии на картинах эпохи Ренессанса и считать, что научное сообщество воспримет это серьезно!» — возмутилась работой Джоанна Вудс-Марсден, профессор истории искусств из Университета Калифорнии (Лос-Анджелес).

«Никто не может убедить людей не смотреть на картины и не искать в них что-то свое. Но иногда шея – это просто шея, ничего более», — заключил Брайан Курран, профессор истории искусств из Университета Пенсильвании.

Загрузка