Размер шрифта
Новости
Размер шрифта
А

«Джеймс Кук» нашел жизнь

На дне Атлантического океана ученые обнаружили более десяти возможных новых видов животных, что может произвести революцию в представлении о глубоководной жизни во втором по величине океане планеты.

Международная группа ученых, работавших на судне «Джеймс Кук» по программе MAR-ECO, вернулась из экспедиции в Атлантическом океане. Исследователи добились серьезного успеха: им удалось обнаружить более десяти возможных новых видов морских обитателей, что может произвести революцию в представлении о глубоководной жизни во втором по величине океане планеты.

Цель программы MAR-ECO «Перепись морской жизни» состоит в том, чтобы укрепить представления ученых о возникновении, распределении и экологии морских животных вдоль Срединно-Атлантического хребта, между Исландией и Азорскими островами. Руководят данным проектом ученые из Университета Абердина, в выполнении программы принимали участие ученые из 16 стран, в том числе и из России.

Используя новейшие методы подводных исследований, группа специалистов сделала ряд интереснейших открытий.

Так, они обнаружили группу существ, близкую к эволюционному звену между позвоночными и беспозвоночными животными.

Кроме того, ученым удалось обнаружить изобилие тех видов, которые до сих пор считались редкими. Еще одно открытие состоит в том, что разница между обитателями двух мест в Атлантическом океане, расположенных всего в нескольких милях друг от друга, может быть очень большой.

Исследования в общей сложности продолжались более 300 часов и проводились специальным беспилотным аппаратом с дистанционным управлением, который мог погружаться на глубину от 700 до 3600 метров. Были изучены подводные равнины, скалы и склоны гигантского хребта, который разделяет Атлантический океан на восточную и западную части. Исследование было сосредоточено по двум направлениям течений: холодной воды к северу от течения Гольфстрима и теплых вод с юга.

«Мы были удивлены тем, насколько разные животные находятся по разные стороны хребта не более чем в десяти километрах друг от друга, — заявил директор лаборатории изучения океана Университета Абердина (Шотландия) профессор Монти Прайди. — Ландшафт этих мест словно повторяет друг друга, но в отношении разнообразия фауны такого сказать нельзя.<2>

Но нам все это напомнило сцены из «Алисы в Зазеркалье».

На северо-западной равнине ученые обнаружили три новых вида кишечнодышащих желудеобразных червей Enteropneusten. Ранее науке были известны только три представителя этих животных, и все они были обнаружены в Тихом океане.

Эти черви являются членами малоизвестной группы животных, близкой к недостающему звену в эволюции — к позвоночным животным от беспозвоночных. Ученые наблюдали, как питались эти существа, не имеющие глаз и мозга, и как они оставляли спиралевидные следы на морском дне.

«У них нет глаз, нет очевидных органов чувств и мозга, но есть подобие головы, хвост и примитивное строение тела, напоминающее позвоночных животных. Все это позволяет червям совершать элементарные плавательные движения, — рассказал профессор Прайди. – К концу нашей экспедиции мы обнаружили три различных вида этих червей — розового, фиолетового и белого цветов.

Каждый из них обладал своей особой формой».

Так называемые морские огурцы, которые, как считалось ранее, обитают на плоских глубинных равнинах и медленно перемещаются, в этой экспедиции были обнаружены учеными в районе глубоководных скал и хребтов. При этом исследуемые животные буквально удирали от аппарата, что было зафиксировано учеными на видео.

На северо-востоке океана на плоских равнинах доминировали морские ежи, а на скалах наблюдалось огромное количество губок и кораллов. В северо-западной области океана находится огромное количество голых скал, на которых обитает гораздо меньше живых организмов.

«Мы были удивлены тем, что виды, которые считались редкими, в изобилии были найдены в районе Срединно-Атлантического хребта, — заявил Андрей Гебрук, заведующий лабораторией донной фауны океана Института океанологии имени Ширшлова, участвующий в экспедиции. – Мы находили новые виды животных до последних минут наших исследований».

Полностью результаты экспедиции будут обнародованы в конце 2010 года.