Размер шрифта
Новости
Размер шрифта
А

Вечная жизнь золотому миллиарду

«Эликсир молодости» может быть создан с помощью теломеразы

«Эликсир молодости», активирующий у мышей эффективное воспроизводство клеток, скорее всего, приведет к разработке аналогичных методик омоложения для людей. Геронтологические исследования активно финансируются обществом развитых стран с гедонистической культурой, что снижает роль науки как двигателя преобразования мира на благо человечества.

В начале недели научная общественность бурно обсуждала опубликованную на сайте журнала Nature с пометкой AOP статью о первом случае обращения процесса старения у грызунов. Advance Online Publication – это публикация статьи на сайте до ее выхода в «бумажном варианте» в официальном выпуске журнала. Это значит, что значение работы таково, что редакция приняла решение обнародовать ее как можно быстрее.

«Омоложение» мышей связано с пресловутой теломеразой – за ее открытие в прошлом году Кэрол Грайдер, Элизабет Блэкберн и Джек Шостак получили Нобелевскую премию по физиологии и медицине.

Напомним вкратце, как работает «фермент молодости».

Старение организма происходит из-за гибели клеток, которая, в свою очередь, обусловлена особенностями функционирования небольших «точек» на концах хромосом – теломер.

Когда клетка делится, ей необходимо удвоить ДНК, чтобы передать полноценный генетический материал «дочкам». Ферменты, ответственные за удвоение, неспособны считывать данные от начала до самого конца хромосомы. То есть, если бы концы хромосом содержали важную генетическую информацию, она терялась бы раз за разом при воспроизводстве клеток. Вместо этого при делении сокращается длина теломер, которые несут «холостые» гены. Это обеспечивает правильность копирования ДНК, однако, когда дальнейшее укорочение теломеры становится невозможным, клетка теряет способность к делению и отмирает. Специальный фермент – теломераза – способен «дописывать» потерянные участки теломер и обеспечивать фактическое бессмертие клетки, однако он активен лишь в некоторых видах клеток, в частности в стволовых и большей части раковых.

Группа ученых из Медицинской школы Гарвардского университета под руководством Рональда де Пино впервые продемонстрировали омоложение всего организма грызунов, страдающих преждевременным старением, с помощью активации теломеразы в клетках их тканей.

Подобный метод теоретически может быть использован и для предотвращения старения у людей.

Однако в работе подчеркивается, что пока речь идет не о естественном, а об искусственном старении, то есть теломераза была сначала генетически «выключена», а потом вручную «включена». После искусственного «выключения» теломеразы укорачивание теломер протекало очень быстро, мыши очень быстро старились, утратили репродуктивную функцию и страдали от остеопороза, диабета и деградации нервной ткани. Однако «включение» теломеразы привело к поразительным результатам: зрелые животные восстанавливали способность к размножению, а их органы «молодели».

Значит ли это, что в ближайшее время появится «эликсир молодости»? Скорее всего, нет. Эксперты напоминают, что функция теломер в организме до сих пор до конца неясна, а наиболее эффективные бессмертные клетки – это клетки раковых опухолей, в них в результате генетических мутаций активность генов теломеразы позволяет им делиться практически бесконечно. Поэтому риск возникновения раковых клеток при искусственном инициировании работы теломеразы, скорее всего, очень велик.

Впрочем методики омоложения, скорее всего, появятся. Актуальность исследований определяется зачастую не их социальной важностью, а объемами финансирования, которые на них выделяются. Особенно это касается дорогостоящих исследований в области иммунологии, медицинской биологии, биохимии. Значит, «моду» в науке задает так называемый «золотой миллиард», в XX веке заболевший культом молодости и здоровья.

Вечная жизнь не входит в список актуальных проблем современности – истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, голод, эпидемии. Однако исследования «эликсира молодости» полностью укладываются в тренд гедонистической культуры развитых стран,

поэтому можно не сомневаться в будущем инвестиций в эту область. А будет финансирование, будет и результат.

Сдвиг приоритетов в науке в сторону «спонсоров» не новость. Например, на одну смерть от малярии в мире тратится всего $65 на лечение и исследования, а на одну смерть от СПИДа приходится 3400 долларов.

Причины не в меркантильности ученых: наука сама по себе не задает направление исследований, она следует за запросами общества, выраженными в потоках финансирования. Так было не всегда. Современная ситуация уникальна потому, что времена «открытий на коленке», особенно в области здравоохранения, окончательно прошли: любые работы требуют миллионных инвестиций. «Окно возможностей» для исследований, нацеленных на познание и преобразование мира на благо всего человечества, закрывается все плотнее.

Вместо того чтобы предложить цивилизации революционный путь, который позволит добиться повышения качества жизни и обеспечить будущее стабильное существование всему населению планеты, она следует проторенной тропой прогресса для избранных.