В науке чудес нет

Возможно ли научное доказательство существования чудес?

В Великобритании предложено новое объяснение Вифлеемской звезды. Интерес к этому явлению сохраняется со стороны ученых, но нужно иметь в виду, что далеко не каждое «чудо» может быть таким, чтобы к нему можно было применить метод научного познания.

В преддверии Рождества в британских СМИ появились новые объяснения явления Вифлеемской звезды — небесного светила, которое, по Евангелию, возникло на небе в момент рождения Иисуса Христа и указало волхвам путь к нему. Список предыдущих наиболее правдоподобных версий, предложенных астрономами, включал в себя яркую комету, вспышку сверхновой звезды и соединение Юпитера и Венеры (соединением называется такое расположение двух небесных светил, когда разность их эклиптических долгот для земного наблюдателя равна нулю, то есть в этот момент светила расположены на небе близко друг к другу). Последняя версия имеет то преимущество, что, по Евангелию, сами жители Иудеи не заметили никакого чудесного явления. Поэтому с большей долей вероятности речь идет о таком событии, как соединение, на которое обратит внимание не каждый простой житель. Комета или вспышка яркой сверхновой явно привлекла бы к себе большое внимание.

Новое предположение основывается на еще более неочевидном явлении, чем соединение Венеры и Юпитера.

Известный в Великобритании популяризатор астрономии и действительный член Королевского астрономического общества Марк Томпсон провел компьютерные расчеты движения небесных светил и обратил внимание на то, что в период с сентября 3 года до нашей эры по май 2 года до нашей эры трижды наблюдалось соединение Юпитера и Регула — самой яркой звезды в созвездии Льва. Если последовательно фиксировать положение внешней планеты (то есть планеты, которая находится от Солнца дальше Земли), то можно заметить, что она периодически описывает «петли» на фоне далеких звезд. В этот момент планета меняет свое движение с прямого на попятное (см. картинку), что дает ей возможность трижды за короткий промежуток времени вступать в соединение с одним и тем же объектом.<4>

Юпитер своего рода «царь планет», самая большая планета Солнечной системы (правда, волхвы об этом могли не знать, но то, что это одно из самых ярких ночных светил, они явно знали). Созвездие, где находится Регул, с которым трижды соединялся Юпитер, названо в честь «царя зверей» льва. Поэтому Марк Томпсон предположил, что волхвы вполне могли посчитать тройное соединение Юпитера и Регула свидетельством рождения «царя небесного».

Будем объективны: гипотеза Марка Томпсона имеет еще меньше научной значимости, чем недавно опубликованное в журнале PLoS ONE доказательство возможности явления разделение моря по мановению жезла пророка Моисея, описанное в Ветхом завете, о котором «Газета.Ru» рассказывала своим читателям.

Но здесь важно обратить внимание на то, как ученые реагируют на некое «чудо», то есть необычное и непонятное явление, будь то, например, Вифлеемская звезда, хождение по воде, аномальная жара или существование материала толщиной в один атом.

Можно дать разное определение и разную схему метода научного познания, но нельзя не согласиться, что в основе науки лежит эмпирическая составляющая: при изучении конкретного явления особенно важны наблюдения и опыты, которые должны подтвердить или опровергнуть выдвигаемые гипотезы и помочь сформулировать теорию или закон, описывающие явление.

По известному философу Карлу Попперу, только та теория научна, которая может быть принципиально опровергнута опытом.

Соответственно, явление Вифлеемской звезды можно проверить, изучив исторические хроники тех лет или восстановив движение небесных светил на нужный момент времени. Вопреки теориям, Андрей Гейм и Константин Новоселов на практике создали графен — материал толщиной в один атом, за что получили Нобелевскую премию. В меру развития науки ученые пытаются объяснить погодные явления, в том числе и аномальную жару, которую не так давно наблюдали многие жители Земли.

Люди хотят научного доказательства существования чудес (телекинеза, чтения мыслей, хождения по воде, воскресения мертвых и пр.). Ученые, чья задача — познание мира, действительно иногда ищут таких доказательств, выдвигают гипотезы, ищут факты.

Но результат получается парадоксальный. Рождается интересная подмена: неправильный, но очень естественный мыслительный рефлекс приводит людей к заключению, что если научно доказано существование Вифлеемской звезды, то значит, научно доказано и то, что все описанное в Евангелии — правда.

Если есть экзопланеты, то есть и зеленые человечки. Если энцефалограмма медитирующего буддийского монаха показывает необычные данные, значит его душа странствует по другим мирам.

На самом деле это лишь говорит о громадной и часто неосознанной вере людей в научный подход: хотя сама постановка вопроса о «доказательстве чуда» является логическим оксюмороном, люди ищут таких доказательств. Задача же ученого — тщательно отделять свои исследования от жульнических выводов из них. Наука может иметь дело либо с проверяемыми и повторяемыми явлениями, либо с непротиворечивыми теоретическими моделями, ждущими экспериментального подтверждения.

В рамках этого подхода ученый может сказать: «Явление, именуемое в историческом документе, известном как Евангелие, «вифлеемской звездой», действительно могло наблюдаться». Точка.

Ученый может сказать: «Существование привидений не доказано. Возможно, это крайне редкое и плохо фиксируемое явление. Возможно — выдумки. Нам это неизвестно».

Но религиозный опыт медитирующих монахов останется вне поля компетенции и интереса науки. Как и вообще все то, что делает для людей чудо — чудом.