Космос ближе океана

Несмотря на успехи в космосе, человечество еще очень мало знает о Земле

Несмотря на успехи в космосе, человечество еще очень мало знает о Земле — Мировой океан изучен лишь на 2%.

50 лет космической эры обернулись колоссальным успехом не только практического использования технологий космоса, но и исследований далеких миров. На «связь с небом» можно выйти с помощью приемника GPS в любом автомобиле, а технологии обзора звездного неба со времен телескопа Галилео Галилея сделали потрясающий рывок. Беспилотные аппараты «приземляются» на далеких планетах и их спутниках, напрямую изучают их грунт и атмосферу. Сложные телескопы – на Земле и на орбите – позволяют «видеть» на миллионы световых лет, причем не только в диапазоне видимого света, но и в радио- и ИК-диапазоне. Таким образом, получается не только видимое «изображение»: можно узнать температуру объекта, спектральные характеристики позволяют определить состав, а радиотелескопы видят сквозь любой космический «туман». Все это сделало возможным наблюдения сверхдалеких небольших объектов – экзопланет, то есть планет, лежащих за пределами солнечной системы. На основе этих наблюдений мы можем строить заключения о природных условиях в далеких мирах и о потенциальной возможности существования внеземной жизни.

Среди последних «новинок» — наблюдение планеты, лежащей вне нашей галактики – Млечного Пути.

На очереди разгадки тайн темной материи и темной энергии.

Весь этот комплекс знаний и исследований находится в разительном противоречии с успехами в изучении нашей собственной планеты. 71% поверхности Земли покрыты водой. Вместе с тем сейчас Мировой океан детально изучен не более чем на 2%, считает Анатолий Сагалевич, заведующий лабораторией глубоководных обитаемых аппаратов Института океанологии РАН (самые известные ГОА – «Мир-1» и «Мир-2», погружавшиеся в течение трех лет на дно Байкала).

«Океан находится здесь, рядом, это невероятные ресурсы – и энергетические, и минеральные, и биологические, а мы океану должного внимания не уделяем»,

— считает Сагалевич.

Для сравнения, бюджет одного только американского космического агентства NASA за 2009 год составил около $20 млрд, а бюджет самого масштабного за последние годы морского проекта Census of Marine Life составил всего около $1 млрд за 10 лет. Тысячи астрономов-любителей по всему миру работают над опубликованными данными астрономических наблюдений и помогают ученым делать настоящие открытия. Океанологов-любителей, способных проводить собственные исследования, крайне мало.

Эта победа «высоты» над «глубиной», кстати, не всегда была очевидна – фантасты с одинаковым жаром писали как про капитана Немо и Ихтиандра, так и про далекие планеты. Но затем импульс исследованию космоса придала «холодная война», и даже сегодня, когда конкуренция в космосе приняла уже преимущественно коммерческий характер, в общественном сознании он все еще остается главным вызовом человечеству.

В каком-то смысле космос имеет лучшее «паблисити» — его легче «продавать» общественному мнению. Эмоциональный подъем, вызванный полетом Гагарина, был сравним разве что с Днем Победы, вспоминают очевидцы.

Читая об астрономических открытиях, люди чувствуют гордость и уверенность в своих силах – если мы способны изучать миры, находящиеся за сотни световых лет, и обсуждать данные о происхождении Вселенной, значит, могущество человечества несомненно.

Тот факт, что мы до сих пор часто бессильны перед мощью океана, часто проще замолчать. Пропавший два года назад над Атлантикой Airbus авиакомпании Air France открыл многим глаза на нелестную реальность: океан, над которым каждый день пролетают сотни самолетов, способен поглотить машину без следа. Компания Airbus и Air France за два года потратили около 30 млн евро на расследование причин катастрофы, однако только сейчас удалось обнаружить на дне океана обломки хвостовой части самолета и, возможно, бортовые самописцы.

В конечном счете, похоже, что направление исследовательской и коммерческой экспансии человечества диктуется набором случайных факторов – интеллектуальной и общественной модой, политической конъюнктурой, лоббистскими усилиями корпораций.

Наука в ближайшее время будет все больше и больше концентрироваться на изучении далеких звезд и поиске внеземных цивилизаций – таков общественный запрос, за которым следуют финансовые потоки. Океану – источнику угроз вроде цунами, а также пищевых и энергетических ресурсов, — придется подождать очередного витка моды, чтобы стать новым фронтиром.