Неандерталец не встречался с человеком

Неандертальцы вымерли на 10 тысяч лет раньше, чем считалось

Европейские неандертальцы и Homo sapiens, вероятно, никогда не жили по соседству слишком долго, чтобы стать внутривидовыми конкурентами. Согласно новым радиоуглеродным датировкам останков, найденных на Северном Кавказе, неандертальцы вымерли за 10 тысяч лет до того, как предки современного человека стали активно заселять Европу.

Новый метод радиоуглеродной датировки останков неандертальцев, позволяющий достичь большей чистоты анализируемых образцов, разработан Томасом Хайамом из Оксфордского университета. Совместно с Роном Пинхази, археологом из Университетского колледжа Йорка (Ирландия), а также российскими археологами Любовью Головановой и Владимиром Дороничевым, им были датированы хорошо сохранившиеся черепные кости молодого неандертальца из Мезмайской пещеры (Северный Кавказ) — известной и хорошо изученной палеолитической стоянки на Северном Кавказе. Согласно статье, опубликованной в The Proceedings of the National Academy of Sciences,

последние неандертальцы могли жить в этой пещере никак не позже, чем 39 тысяч лет назад.

Предыдущая датировка других останков из этой же пещеры — образцов, взятых из ребра хорошо сохранившегося скелета неандертальского мальчика (Mez 1), — давала другую цифру — 29 тысяч лет, активно использованную сторонниками так называемой гипотезы позднего неандертальца. Согласно ей, неандертальцы и Homo sapiens соседствовали на территории Европы достаточно долго, чтобы стать не только внутривидовыми конкурентами, но даже скрещиваться между собой.

При этом датированные авторами останки (Mez 2) находятся в более поздних стратиграфических слоях Мезмайской стоянки, перекрывающих те, где был найден скелет мальчика. И поскольку новый, более аккуратный метод их радиуглеродной датировки дает возраст уже в 39 тысяч лет, это заставляет пересмотреть и датировку материала из всех нижележащих слоев, относящихся к эпохе среднего палеолита.

Важно также, что более ранняя датировка костей согласуется не только с данными стратиграфии, но и с датировками других археологических материалов методом электрон-спинового резонанса (ЭСР).

Радиоуглеродное датирование основано на масс-спектрометрическом анализе одного из изотопов углерода — С14, время распада которого хорошо известно. С14 играет роль своеобразного хронометра, тикающего внутри всех ископаемых останков. Метод дает приемлемо точные датировки начиная с образцов не старше 50 тысяч лет, так как в более древних останках содержание С14 настолько мало, что этого совершенно недостаточно для получения статистически корректных данных. Также некорректные датировки могут получаться из-за позднейшего загрязнения образцов более «молодыми» изотопами: в ископаемом костном коллагене, используемом в масс-спектрометрии, могут, например, заводится бактерии и другие микроорганизмы, существенно омолаживающие останки древних людей.

Таким образом, повышение точности масс-спектрометрического анализа останков неандертальцев и Homo sapiens критически важно для корректного датирования миграций древних людей.

Можно даже утверждать, что главное соревнование между палеонтологами развернулось именно на этом фронте.

Разработанный Роном Пинхази метод ультрафильтрования ископаемого коллагена (а в костях неандертальского мальчика из Мезмайской пещеры его содержание очень высокое и достигает 14,6%; для сравнения, средний уровень содержания коллагена в костях современных подростков составляет 20%), максимально исключающий поздний изотопный шум, позволяет получать более аккуратные датировки костей неандертальцев. Собственно, озвученная в упомянутой статье новая датировка Mez 2 рассматривается авторами как первый шаг в тотальной передатировке ископаемых останков с других палеолитических стоянок неандертальцев на территории Евразии (таковых из хорошо изученных насчитывается на настоящий момент семь, из них две находятся на территории России).

Однако предварительную переоценку и этого материала авторы дают тоже. Вторая часть статьи посвящена статическому анализу данных по ископаемым неандертальцам, полученных на других стоянках, методом байесовой оценки — статистическому алгоритму, применяемому для оценки вероятности «правильной» гипотезы при недостатке апостериорных данных (с результатами его работы хорошо знаком каждый пользователь интернета, кто ленится вбивать слишком много наводящих слов в строку поиска). <4>Так вот, метод Байеса также подтверждает, что с высокой степенью вероятностью высший возрастной потолок неандертальцев — 39 тысяч лет (с байесовой вероятностью 95,4%).

Другими словами, Homo sapiens, начавшие заселять Европу, вместо сильных, бровастых и довольно смышленых мужичков, на которых, согласно некоторым теориям, засматривались древние женщины нашего подвида, застали пустые пещеры и безлюдные стоянки.

Таким образом, если предложенные новые датировки пройдут дальнейшую научную апробацию, придется искать другие объяснения наличия неандертальской информации в наших ДНК (доля которой, согласно недавним исследованиям, составляет от 1 до 4 процентов), а также причину, по которой эти люди вымерли. Похоже, что ревнующие Homo sapiens в этой эволюционной трагедии, разыгравшейся задолго до их прихода, виноваты вряд ли.