«Мы получили разницу между мужчинами и женщинами»

Самцы австралопитеков были завзятыми домоседами

Самцы австралопитеков были завзятыми домоседами, а вот их самками владела охота к перемене мест, говорится в статье, опубликованной в четверг в журнале Nature.

Международная группа антропологов под руководством Сэнди Коуплэнд исследовала хранящиеся в музеях ЮАР зубы восьми австралопитеков (Australopithecus africanus) и 11 парантропов (Paranthropus robustus), живших 1,8–3,5 млн лет назад. Ученые проанализировали соотношение двух изотопов стронция (стронций-86 и стронций-87), содержащихся в зубной эмали гоминидов, и на этом основании сделали вывод об их гендерной разнице в поведении.<1>

Биологическими процессами соотношение этих двух изотопов изменить нельзя, оно определяется только характером почвы — гранита, базальта, кварца, песчаника и других веществ — в среде обитания и, соответственно, изотопным составом принимаемой пищи. Анализ показал, что 90% обладателей крупных коренных зубов брали пищу преимущественно в непосредственной близости от своей пещеры, тогда как люди с меньшими по размеру зубами довольно часто (более чем в 50% случаев) снабжали зубную эмаль стронцием в других местах, сегодня не установленных.

Учитывая высокую степень гендерного полиморфизма, свойственную приматам и первым гоминидам, да, собственно, ярко выраженную и нас, ученые пришли к выводу, что большие зубы принадлежали самцам, а маленькие — самкам.

Вообще исследователи ставили перед собой совсем другие задачи. В частности, они хотели проверить гипотезу, согласно которой, умение ходить на двух ногах развивалось у ранних гоминидов для того, чтобы перемещаться на большие расстояния. «Наши предыдущие анализы содержания в зубной эмали изотопов углерода показали, что у ранних гоминидов была очень разнообразная диета, — говорит профессор Джулия Ли-Торп, специалист по изотопному анализу зубной эмали ископаемых. — Мы ожидали, что все они окажутся пришельцами из других мест. По мере накопления результатов мы начали испытывать разочарование — предположение не подтверждалось.

Зато потом мы получили другой подарок – разницу между мужчинами и женщинами. Это было для нас полным сюрпризом».

Исследователи анализировали также изотопный состав зубной эмали у ряда млекопитающих — бабуинов, антилоп и других, — живших в тех же местах, что и гоминиды, то есть в районе пещерных систем Стеркфонтейн и Швартканц. Выяснилось, что все эти животные предпочитали удаляться от своих мест не более чем на несколько километров. Точно так же поступали самцы австралопитеков и парантропов.<3>

Возможно, считают ученые, это связано с тем, что те места богаты доломитом и свою обычную пищу, равно как и укрытие, гоминиды могли найти только там.

Самки же гоминидов, напротив, в большинстве своем были пришлыми. Судя по зубам, а также учитывая тот факт, что изотопный состав эмали перестает изменяться после того, как она сформируется (предполагается, что для гоминидов это происходило в возрасте около 8–9 лет), многие из них родились в другом, пока не установленном месте, а затем, в юном возрасте, перебрались в доломитовые пещеры Стеркфонтейн и Швартканц. Такое поведение свойственно шимпанзе, но не гориллам или другим приматам.

Чем объясняется такая гендерная разница в поведении, неизвестно.

Социальная жизнь австралопитеков и прочих ранних гоминидов в основном остается сегодня тайной — черепа и зубы со стажем в несколько миллионов лет плохие рассказчики на социальные темы.

В этом смысле любопытно, что в конце прошлого года в журнале PNAS было опубликовано исследование о группе из 12 неандертальцев, погибших при весьма жутких обстоятельствах в пещере Эль Сидрон на юге Испании. Генетический анализ костных останков показал тогда, что все мужчины группы были родственниками, а женщины — нет. Исследователи предполагают, что неандертальцы в те времена жили небольшими группами, а при встречах с другими группами менялись с ними женщинами.

Разница в миллионы лет не дает никаких оснований переносить предположения, сделанные о неандертальцах, на социальные привычки австралопитеков, так что это всего лишь одно из множества возможных объяснений.

Парантропы и австралопитеки входят в часть эволюционных ветвей, родственных человеку, включая знаменитую эфиопскую Люси, жившую 3,2 миллиона лет назад, которую считают праматерью человека современного. Австралопитеки выжили и стали нашими прямыми предками. Парантропам повезло меньше — их боковая ветвь в эволюционном древе гоминидов по неизвестным причинам ими же и закончилась.