Эль-Ниньо приносит войны

Явление Эль-Ниньо в два раза повышает риск гражданских войн в 90 странах мира

Явление Эль-Ниньо в два раза повышает риск гражданских войн и крупных конфликтов в 90 странах мира и увеличивает вероятность возникновения природных катаклизмов и распространения инфекционных болезней, считают американские ученые.

Историки и климатологи в последнее время все чаще объясняют коренные изменения в устройстве общества влиянием климата и его изменениями. <3>Например, согласно работе европейских ученых, опубликованной в январе нынешнего года в журнале Science, одной из причин падения Римской империи была засуха, которая совпала по времени с серьезным политическим кризисом, усугубленным набегами варваров. К своему выводу пришли ученые, которые восстановили колебания температуры и количества осадков в Европе за последние 2,5 тысячи лет.

Существует гипотеза, что холодное лето, неурожаи 1601–1602 года в России во времена Бориса Годунова — это следствие извержения вулкана Уайнапутина, расположенного в Перу. Тогда были очень суровые зимы и холодное лето, умерли несколько миллионов человек. «Последствия извержения (если это были они) сказались не только на России, но и на Европе: небывало суровая зима была во Франции, однако там последствия не были столь катастрофическими, так как климат Европы все-таки заметно мягче и теплее. <4>Также известен пример 1816 года — это «год без лета» в Европе. Ему предшествовало извержение вулкана Тамбора в 1815 году в Индонезии», — рассказал «Газете.Ru» доктор геолого-минералогических наук Павел Плечов.

Но первая работа, подтверждающая сильную связь современного общества с глобальным климатом, появилась только сейчас.

Центральной темой нового номера журнала Nature стала статья, авторы которой выявили связь явления Эль-Ниньо с гражданскими войнами. Исследование провели Соломон Сян и Кайл Мен из Школы международных и общественных дел Колумбийского университета в сотрудничестве с Марком Кейном, представляющим расположенную в том же университете Обсерваторию Земли имени Лэмонта — Догерти.

Явление Эль-Ниньо, которое заключается в колебаниях температуры поверхностного слоя воды в экваториальной части Тихого океана, влияет на климат, погоду и, возможно, политическую обстановку в большей части стран Африки, Ближнего Востока, Индостана, Юго-Восточной Азии, Австралии и Америки. Данная работа охватывает период с 1950 по 2004 год. Ученые пришли к выводу, что каждый пятый гражданский конфликт в это время возникал под воздействием Эль-Ниньо.

Так, например, ученые находят связи между климатическим циклом и напряженной обстановкой в Перу в 1982 году или в Судане в 1963, 1976 и 1983 годах.

Кроме того, с климатическим циклом может быть связано насилие в Сальвадоре, на Филиппинах и в Уганде в 1972 году, в Анголе, Бирме и на Гаити в 1991-м, а также в Конго, Эритрее, Индонезии и Руанде в 1997-м.

Ученые признают, что около 40% конфликтов произошли бы в любом случае, но влияние Эль-Ниньо, с их точки зрения, значительно повысило вероятность стремительного обострения ситуации.

Ученые также отмечают, что влиянию Эль-Ниньо более подвержены бедные страны.

Поскольку развитие цикла может быть предсказано за два года до его начала, ученые надеются, что их открытие поможет предугадывать конфликты и гуманитарные кризисы.

«Самое главное состоит в том, что мы впервые изучили современную ситуацию и сделали это в глобальном масштабе, — заявил Соломон Сян, ведущий автор работы. — Мы можем спекулировать на тему того, что древняя египетская династия была свергнута во время засухи. Но это конкретное время и место, которое может сильно отличаться от сегодняшней ситуации, и люди могли бы сказать: «ОК, мы застрахованы от этого теперь». Наше исследование показывает систематическую связь глобального климата и конфликтов — и показывает ее прямо сейчас».