Размер шрифта
Новости
Размер шрифта
А

Убийца динозавров реабилитирован

Астероиды Баптистины не виноваты в гибели динозавров

Научное «расследование» гибели динозавров 65 млн лет назад вернулось к исходной точке. Основной «обвиняемый» — астероид семейства Баптистина — заработал «алиби» с помощью ИК-телескопа WISE. По оценкам ученых, Баптистины слишком молоды, чтобы быть виновниками гибели динозавров. Происхождение астероида, оставившего на Земле след в виде Мексиканского залива, остается неизвестным.

Гигантские ящеры, от которых сегодня остались только поражающие размерами скелеты, всегда будили воображение не только голливудских режиссеров, но и ученых. Вследствие этого вокруг вымирания динозавров (кстати, гораздо менее значительного, чем более древнее и опустошительное пермское вымирание) выросло весьма большое количество гипотез самого разного происхождения, от разумных до фантастических.

Ученые разного профиля обвиняли в гибели динозавров астероиды, сверхновые, кометы, вулканы, океан, изменение климата, магнитное поле Земли, болезнетворные инфекции, цветковые растения и даже млекопитающих – мелких и малочисленных в эру динозавров.

Одной из основных версий является падение на Землю одного большого – более 10 км в диаметре – астероида. Чтобы вызвать исчезновение динозавров и других погибших вместе с ними живых форм, астероид должен был столкнуться с Землей около 65 млн лет назад. Однако для подтверждения этой гипотезы астрономам нужно проследить происхождение астероида и его путь к Земле.

В 2007 году в журнале Nature была опубликована статья, приписавшая гибель динозавров астероиду семейства Баптистина.

Предположения были основаны на наблюдениях астероидов этого семейства (их несколько тысяч) в видимом свете с помощью телескопов, находящихся на Земле. Одна из Баптистин, как предполагали ученые, столкнулась с другим астероидом в поясе между Марсом и Юпитером около 160 млн лет назад. В результате в разные стороны разлетелись куски размером с крупную гору. Один из них врезался в Землю, как предполагается, в районе полуострова Юкатан.

Статья астрономов из США и Чехии сразу вызвала серьезные дискуссии, «завербовав» как сторонников, так и противников.

Новое исследование, опубликованное в журнале Astrophysical Journal и проведенное с помощью орбитального телескопа WISE (Wide-field Infrared Survey Explorer), утверждает, что

вины Баптистин в вымирании динозавров нет, а истинная причина остается неизвестной.

«Научная группа WISE, изучающая эволюцию астероидов, с помощью ИК-излучения уточнила размер и отражающую способность Баптистин, и новые данные практически обрывают возможную связь этого семейства с гибелью динозавров. Предыдущие оценки, с помощью которых определяется возраст небесного тела, основывались на менее точных данных, полученных при наблюдениях в видимой области спектра», — заявил менеджер программы по наблюдению околоземных объектов Линдли Джонсон, слова которого приводит сайт NASA.

За период с января 2010 года по февраль 2011 года WISE наблюдал и каталогизировал более 157 тысяч астероидов и открыл более 33 тысяч новых.

Среди них 1056 Баптистин – родственниц предполагаемого «убийцы» динозавров.

Анализируя полученные данные, ученые обнаружили, что «астероид-родитель» распался на более мелкие части около 80 млн лет назад. Получается, что до «места преступления» — «убийства» динозавров — Баптистина мигрировала за 15 млн лет, и этот «малый» срок ученые считают явно недостаточным для небесного тела такого масштаба.

«Обломок Баптистины просто не успел бы добраться до Земли. Обычно на такие процессы требуются десятки миллионов лет», — считает соавтор работы Эми Майзнер.

Ученые подчеркивают, что астероидная гипотеза остается в силе: Мексиканский залив, скорее всего, образовался именно при этом ударе. Однако происхождение тела, столкнувшегося с Землей и приведшего к катастрофическим изменениям, остается неизвестным.