Размер шрифта
Новости
Размер шрифта
А

Реальное отношение к лошадям

В споре, что древней, абстракционизм или реализм, побеждает пока второй

Первобытные художники, рисовавшие «странных» лошадей, были совсем не фантазерами, а скорее, первыми натуралистами. Открытие международной группы палеонтологов лишило сторонников теории «первобытного абстракционизма» одного из главных козырей.

Изучив ДНК из ископаемых остатков лошадей, населявших Евразию в эпоху позднего плейстоцена, большая международная группа палеозоологов, антропологов, генетиков и искусствоведов представила решающие аргументы в пользу реалистичной природы «шаманских» изображений лошадей, оставленных палеолитическими художниками в пещере Пеш-Мерль (Франция).

Инициатором исследования, пролившего свет на одну из самых дискутируемых загадок палеолитического искусства, стала доктор Мелани Прюво из отдела эволюционной генетики Института по изучению дикой природы им. Лейбница, расположенного в Берлине. Она же является ведущим автором статьи в Proceedings of the National Academy of Sciences, содержащей первое доказательство, что в позднем плейстоцене Евразию населяли лошади определенного «редкого» фенотипа, считавшегося до этого исключительно достижением конезаводчиков.

Проект, возглавленный Прюво, представляет собой интересный пример междисциплинарного подхода, позволившего методами генетики и палеонтологии

восстановить реальную «картину мира» палеолитических охотников и сопоставить ее с художественной — конкретными образцами искусства каменного века.

В том, что уже 25 тысяч лет назад эти картины могли не совпадать, часть антропологов и искусствоведов убеждалась все сильней по мере открытия новых граффити, оставленных палеолитическими охотниками позднего плейстоцена в пещерах на юго-западе Франции в регионе Перигор департамента Дордонь (помимо прочих первобытных арт-галерей здесь расположена знаменитая пещера Ласко – «Сикстинская капелла первобытной живописи»).

Так, долгое время большие споры вызывало одно первобытное изображение, известное как «Пятнистые лошади Пеш-Мерль» из одноименной пещеры с наскальными рисунками, обнаруженной в 1926 году на юге Пиренеев, в департаменте Ло.

«Леопардовый дизайн» плейстоценовых лошадок выглядел столь необычно, что постепенно стал одним из главных аргументов среди сторонников теории «палеолитического шаманизма», которые рассматривали граффити Граветтской культуры (датируемой 28–21 тыс. лет до н. э. и названной так по пещере Ла-Граветт, расположенной в том же департаменте Дордонь)

в качестве древнейшего образца символического абстрактного мышления, деформировавшего образы реальных предметов в соответствии с инсайтом — внутренним фантастическим образом, возникавшим в сознании художника.

Точка зрения, что первобытные люди уже 25 тысяч лет назад изображали фантастических, а не реальных лошадей, была поддержана генетиками и палеонтологами, считавшими крайне маловероятным, что в Евразии позднего плейстоцена могли водиться необычные лошади «в горошек», увековеченные первобытным граффитистом на стене Пеш-Мерль.

Подобные особи появились в лошадиных популяциях много позже как результат искусственной селекции уже после того, как это животное было одомашнено.

Во-первых, в пользу этого говорил анализ ДНК древних лошадей, не обнаруживший специфичный аллельный ген LP, отвечающий за появление пятнистости. Во-вторых, как показывают наблюдения, в естественной среде обитания масть лошадей неуклонно унифицируется в сторону одного из трех окрасов — вороного, гнедого или рыжего. Наконец, как выяснилось совсем недавно, генетическая вариация, отвечающая за красивую леопардовую расцветку, оказалась связана с синдромом «ночной слепоты» у лошадей и подвержена сильному негативному отбору в естественных условиях, что, в общем, и объясняет отсутствие таких расцветок у диких особей.

Казалось, что в споре между «реалистами» и «шаманистами» чаша последних перевесила и пятнистых лошадок из Пеш-Мерль уже можно проводить по ведомству абстрактного искусства, возникшего среди первобытных охотников эпохи плейстоцена за десятки тысяч лет до появления символьного языка и цивилизации. Однако статья Прюво и ее соавторов доказывает обратное:

палеолитические художники были совсем не фантазерами, изобретавшими невозможных животных, а строгими реалистами, отображавшими в своих рисунках мир таким, каков он есть.

И лошадей «в горошек» в том числе. Авторы изучили ДНК из ископаемых остатков 32 лошадей, датируемых средним и поздним плейстойценом и обнаруженных в 15 разных местах на территории Евразии — в Сибири, Восточной и Западной Европе, а также на Иберийском полуострове. Вопреки предыдущим результатам генетическая вариация, отвечающая за черно-белую пятнистость, была обнаружена в образцах ДНК четырех древних лошадей, притом все они, что интересно, обитали на территории Европы (всего «европейских» образцов было десять). Оставшиеся 18 образцов дали гнедую масть.

Таким образом, лошади «кислотной» леопардовой масти были в плейстоценовой Европе далеко не редкостью, даже более — явлением весьма распространенным, что и нашло отражение в наскальных изображениях из Пеш-Мерль, вовсе не фантастических, а вполне реальных.

Это, по мнению авторов, аннулирует один из главных аргументов теории «палеолитического символизма»: теперь, чтобы ее обосновать, апологетам первобытной абстрактной живописи нужно подыскать какие-нибудь другие доказательства «измененного сознания» у охотников плейстоценовой Евразии.

«Наше исследование снимает необходимость в символических объяснениях этих рисунков. В данном случае люди изображали именно то, что видели, и это еще больше убеждает нас в том, что палеолитические изображения животных являются примером изобразительного натурализма», — резюмирует профессор Терри О'Коннор из Университет Йорка, где проверялись результаты ДНК-анализа древних лошадей.

Высокая частота «леопардового» гена, зафиксированная в древних ДНК, противоречит данным о негативном отборе этого гена в диких популяциях лошадей. Но исследователи не видят здесь противоречия: относительная популярность «черно-белого гена» объясняется климатом плейстоценовой Европы, близком к субарктическому. Существенно также, что аллель, отвечающий за пятнистую расцветку древних лошадей, оказался гетерозиготным, а синдром «ночной слепоты» у современных лошадей связан с вариациями гомозиготного аллеля.