Любили комфорт, не любили комаров

В ЮАР найден самый древний матрас возрастом 77 тыс. лет

В ЮАР найдены травяные матрасы, которыми древние люди пользовались около 77 тыс. лет назад. «Постельные принадлежности» из крупных листьев не только делали отдых более комфортным, но и отгоняли назойливых насекомых. Древние люди были знакомы с основами медицины трав, полагают археологи.

Хотя самые древние цивилизации появились около 5 тыс. лет назад, древние люди начали вести «цивилизованный» образ жизни заметно раньше. История обуви насчитывает около шести тысяч лет (и это только археологически подтвержденные данные), а способность обустраивать свое жилище и обеспечивать комфортный сон — на десятки тысяч лет раньше, показало исследование международного коллектива ученых из ЮАР, Германии и США.

Уже 77 тыс. лет назад люди спали на матрасах из трав и использовали растения, отпугивающие насекомых,

показало исследование доисторической хижины, найденной в ЮАР. Результаты работы публикует журнал Science.

Таким образом, ученые разом «состарили» человеческие постели на 50 тыс. лет — именно настолько отличается датировка самых древних известных матрасов из Африки. Кроме того, им удалось существенно обогатить наши знания о быте человека на самых ранних стадиях развития.

Группа ученых под руководством профессора Лин Уэдли из Университета Уитуотерсранд (Йоханнесбург) детально изучила устройство жилого грота Сибуду, найденного в 1998 году на территории провинции Квазулу-Наталь в ЮАР. Тщательное и осторожное изучение культурных пластов показало, что как минимум 15 различных слоев содержат остатки травяного покрова постели; они датируются 77—38 тыс. лет назад.

Матрасы состояли из слоев прессованных листьев и стеблей осоки и камыша толщиной около сантиметра и площадью от одного до трех квадратных метров.

Ученым удалось идентифицировать среди остатков растений плоды сразу нескольких типов осоки и камыша, произрастающих в этой области и использованных для умягчения постели. Более того, древние люди догадались покрывать мягкий слой травы более широкими листьями растения Cryptocarya woodii из семейства лавровых.

Такие травяные «простыни» обладают инсектицидным эффектом и отлично подходят для отпугивания комаров и москитов.

«Выбор этих листьев для покрова постели показывает, что древние обитатели Сибуду хорошо разбирались в свойствах растений, окружавших их жилище. Они наверняка знали, что некоторые растения обладают специфическим воздействием на насекомых и человека. Древние лекарства из трав, как и отпугивающие насекомых «простыни», значительно повышали качество жизни человека. Способность наших далеких предков разбираться в подобных вопросах дает нам совершенно новое понимание особенностей их жизни далекие 77 тыс. лет назад», — считает профессор Уэдли.

Камыш и осока легко доступны: рядом с гротом протекает река, а комфортные мягкие поверхности могли использоваться не только для сна, но и для других видов деятельности человека — и отдыха, и работы. Известно, например, что еще во времена Древнего Рима ели лежа.

Микроскопическое исследование «матрасов» показало, что жители внимательно относились к своему жилищу, регулярно обновляя покрытие постелей. Отработанные материалы сжигались — дым мог дополнительно отпугивать вредителей.

Древние любители мягких постелей так же внимательно относились к горячей пище и теплу.

В слоях возрастом 58 тыс. лет и менее число постелей, очагов и мест отвала золы увеличивается.

Археологи считают, что это говорит о серьезном увеличении численности населения грота. Этот рост, возможно, отвечает серьезному изменению всей демографической ситуации на юге Африки. Около 50 тыс. лет назад численность людей современного типа в Африке сильно выросла, и они начали активно расселяться за пределы континента, вытесняя более примитивных неандертальцев из Евразии.

Ранее Сибуду уже радовал ученых важными знаниями о быте древних. Там были найдены проткнутые небольшие раковины — древние бусы, заостренные кости, которые помогали людям на охоте, прообразы лука и стрел, капканов, а также первые глиняные рукоятки орудий труда.