Размер шрифта
Новости
Размер шрифта
А

Перемыли кости мамонтам

Проведен детальный анализ костей мамонта из украинского села Молодово

Французские ученые провели детальный анализ костей мамонта и других артефактов, найденных на Украине, в селе Молодово. Зарубежные СМИ сообщают, что эти находки были сделаны учеными из Франции, хотя на самом деле речь идет о результатах работы почти тридцатилетней давности, проведенной учеными СССР, а село Молодово уже давно находится на дне Днестровского водохранилища.

«Дома неандертальцев, построенные из костей мамонтов, найдены на Украине». Новости с подобным заголовком разошлись накануне по ряду зарубежных научных сайтов. Так, на сайте PhysOrg сообщалось, что теория, по которой неандертальцы вели кочевой образ жизни и жили преимущественно в пещерах, является неправильной. Опровержение следовало из работы французских археологов, которые, работая в украинском селе Молодово (долина реки Днестр), обнаружили остатки дома, частично построенного из костей мамонта. Соответствующее исследование опубликовано в журнале Quaternary International.<3>

Газета The Telegraph сообщила, что в рамках исследования была обнаружена выложенная из костей структура, имеющая форму овала.

Многие кости имели следы резьбы и пигмента охры, что говорит об их декоративном использовании. В целом же данная структура представляла собой нечто вроде фундамента дома, сообщила изданию руководитель исследования Летиция Демэй: «Неандертальцы специально выбирали крупные кости самых крупных млекопитающих — мамонтов. Они выбирали длинные плоские кости, бивни и скрепленные позвонки и выкладывали свою круговую структуру». По словам археолога, такое использование костей в качестве строительных элементов можно расценивать как попытку адаптироваться к далеко не самому жаркому климату тех мест, в частности, чтобы избежать холодного пронизывающего ветра.

Сообщается, что возраст данных строений составляет порядка 44 тысяч лет, а раскопки в селе Молодово проводились начиная с 1984 года.<4>

Последний факт вкупе с информацией о том, что останки дома из костей мамонта были обнаружены именно французскими учеными, не соответствуют действительности.

Дело в том, что сейчас села под названием Молодово не существует: на том месте, где находился населенный пункт, вот уже почти 30 лет как находится дно Днестровского водохранилища. <1>Перед затоплением на территории этого села начиная с 1946 года, работала группа археологов. И свою работу ученые завершили как раз в 1984 году, непосредственно перед затоплением.

С кратким обзором древних находок, сделанных в селе Молодово археологами, можно ознакомиться (правда, на украинском языке) в опубликованной в 1993 году работе профессора Александра Черныша, который много лет возглавлял Днестровскую палеолитическую экспедицию Института общественных наук АН Украины и впервые оказался на месте раскопок еще в 1946 году.

Там же приводится оценка возраста некоторых артефактов, найденных на Днестре: от 50 до 10 тысяч лет.

То есть эти находки принадлежат периоду от мустьерской эпохи до раннего мезолита.

Работа же французских ученых, опубликованная недавно в Quaternary International, заключалась в зооархеологическом анализе тех артефактов, которые когда-то были найдены в селе Молодово. Учеными была подтверждена оценка возраста артефактов в несколько десятков тысяч лет, сделанная еще советскими учеными. Кроме того, французские специалисты подсчитали и классифицировали все эти находки: итого в Молодово было обнаружено порядка 40 000 каменных артефактов и около 5000 костей мамонтов. Установлено, что кости принадлежали как минимум 15 различным особям. Подтверждается и вывод о том, что неандертальцы являются первыми из известных предков людей, которые использовали кости мамонта при строительстве жилья.