Жизнь ради сперматозоида

Ученые повторили «в пробирке» процесс зарождения многоклеточных организмов

Ученым удалось показать, как в первых многоклеточных организмах клетки жертвовали собой ради воспроизведения потомства. То же происходит и у людей: все клетки нашего тела живут только для того, чтобы сперматозоиды и яйцеклетки могли передать ДНК потомству, замечают авторы работы.

Около 3,8 млрд лет назад на Земле существовал так называемый общий предок — одноклеточный бактериальный организм, который является прародителем всего живого на Земле. В суровых условиях древней Земли (метеоритная бомбардировка, высокие температуры, ураганные ветра, приливные волны до 300 м в высоту) он активно эволюционировал: около 3,5 млрд лет назад произошло разделение на бактерии и археи, около 3 млрд лет назад появились первые фотосинтезирующие бактерии, которые создали кислородную атмосферу Земли. Однако «кооперация» одноклеточных шла гораздо дольше: лишь 1,2 млрд — 500 млн лет назад на нашей планете появились первые многоклеточные организмы.

Теперь ученым удалось смоделировать, как это произошло.

Процесс появления многоклеточных организмов, растянувшийся на миллионы лет, смоделировали в лаборатории на пивных дрожжах за 60 дней.

Статья, посвященная этому открытию, опубликована исследователями из Университета Миннесоты в журнале Proceedings of the Natonal Academy of Sciences.

Дрожжи «эволюционировали» в многоклеточные кластеры, которые кооперируются в работе, совместно производят потомство и адаптируются к окружающей среде. Именно эти признаки определяют развитие всей современной нам жизни на Земле, исходным «материалом» для которой стали первые бактериальные сообщества.

«То, что «разделение труда» эволюционирует так быстро и хорошо воспроизводится в этих «снежных» скоплениях бактерий, — большой сюрприз. Первый шаг к формированию сложных многоклеточных организмов, кажется, не был таким уж сложным препятствием на пути эволюции, как предсказывает теория. Эта работа дает ответы, но и одновременно ставит массу новых важных научных вопросов», — отметил Джордж Джилкрист, заместитель директора подразделения Национального научного фонда США, финансировавшего исследование.

Работа началась два года назад с обычного замечания во время перерыва на чашку кофе о том, что

наведение «моста» между одноклеточными и многоклеточными организмами — «это почти самое крутое из того, что мы можем сделать»,

— вспоминают Уильям Ретклифф и Майкл Травизано, авторы работы.

Дальнейшее стало большим сюрпризом: осуществить задуманное оказалось не так и сложно: проведенный на клетках дрожжей в питательной среде с помощью центрифуги эксперимент занял всего около 60 дней.

«Я думаю, что раньше это просто никто не пытался сделать. Не так много ученых занимаются экспериментальной эволюцией, и обычно они пытаются объяснить ее, а не воссоздать», — считает Рэтклифф.

Ученые выбрали пивные дрожжи, или Saccharomyces cerevisiae — вид дрожжей, которые с древности используются в изготовлении хлеба и пива. В природе они встречаются очень часто и растут быстро и неприхотливо. Дрожжи поместили в богатую питательную среду и на день оставили расти и размножаться в пробирке. Затем с помощью центрифуги содержимое среды разделили по весу. Так связанные кластеры клеток оказались на дне пробирки, так как они тяжелее. Сформировавшиеся «сообщества» отделили и вновь смешали с питательной средой.

После 60 таких циклов клеточные кластеры — уже из сотен клеток — были похожи на снежные хлопья круглой формы. Их исследование показало, что

это не просто группа «слипшихся» клеток, а постоянно связанные «родственники», сохраняющие «узы» в процессе деления.

Это наблюдение чрезвычайно важно: кооперация возможна только при генетическом сходстве. Когда кластеры достигали критического размера, часть клеток умирала в процессе апоптоза — управляемой клеточной смерти. Так они давали возможность размножаться своему собственному потомству, которое, в свою очередь, размножалось, только достигнув размера «родителей». Авторам работы удалось показать пути независимой эволюции многоклеточности на 25 тестовых группах бактерий.

«Просто скопление клеток — это еще не многоклеточный организм. Но то, что клетки действуют совместно, «жертвуют собой» ради общей цели и адаптируются к изменениям среды, вполне можно считать эволюционным переходом к многоклеточным формам жизни», — считает Рэтклифф.

Важнейшее свойство клеток в многоклеточных организмах — «альтруизм» в пользу общих, а не личных интересов: например,