Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Для компьютеров Apple анонсировали популярную на PlayStation... 19:35
США заявили, что запад уверен в передаче Украине всего оружия... 19:35
Стала известна реакция Пугачевой на решение суда оставить Галкина... 19:31
Экс-теннисист Чесноков заявил, что Рублев «развалился»... 19:27
Вышел обзор первого в истории бесплатного телевизора 19:23
В Омске мужчина до смерти избил посетителя бара 19:22
Китай счел трудным проведение плодотворных переговоров по Украине 19:21
На Самарскую область обрушился смерч 19:14
В Индии при столкновении двух поездов погибли и пострадали... 19:14
Центробанк предложил малым банкам объединяться в «Альянсы» или... 19:12
Американке ампутировали ногу, чтобы освободить ее из-под завалов 19:11
Украинка Свитолина отказалась пожать руку Блинковой... 19:08
Принадлежавший Борису Березовскому замок уйдет с молотка во... 19:05
«Билайн» ограничил максимальное время звонков до 30 минут 19:04
В Нижнем Новгороде беременную с эпилепсией забрали... 19:03
В Госдуме заявили о невозможности заблокировать YouTube 19:02
Барецкий ждет, когда Пугачева вывезет вещи из замка в Грязи... 18:59
Актриса Дарья Повереннова сообщила о планах уехать в Южную... 18:58
В Узбекистане отменили концерт Земфиры 18:56
На карантин из-за кори закрыли еще одно учебное заведение 18:55
Gazeta.ru на рабочем столе
для быстрого доступа
Установить
Не сейчас

«Север должен интегрироваться в российскую экономику»

Экономисты о проблемах развития инфраструктуры приарктических территорий

Освоение ресурсной базы российской Арктики неразрывно связано с развитием инфраструктуры приарктических территорий, ведь север для России — сфера стратегическая, тем более что в современном мире усиливается международное соперничество за контроль над ресурсами Арктики.

В этих условиях встает вопрос о форсированном создании базы, прежде всего транспортной, для последующего экономического освоения Севера.

В настоящее время территория Российской Федерации дезинтегрирована. После распада Советского Союза произошло экономическое размежевание отдельных территорий нашей страны. Дальний Восток «вписался» в Азиатско-Тихоокеанский регион, Сибирь и Урал – в Среднеазиатский, Поволжье и Юг – в Ближневосточный, Северо-Запад – в Североевропейский, Центр – в центральную и восточную Европу. Экономические связи с соседними и дальними зарубежными странами стали более тесными, чем с внутренними регионами России.

В советские годы развитие приарктических территорий было увязано с развитием всей страны.

Региональная дезинтеграция Российской Федерации, произошедшая в 1990-е гг., поставила северные районы страны в крайне сложное положение. Инфраструктура региона не развивалась. «Экономические реформы 1990-х гг. отбросили далеко назад объемы перевозок, ухудшилось состояние береговой инфраструктуры, особенно в восточном секторе Арктики», — указывает Ольга Тарасова из Института экономики и организации промышленного производства СО РАН. «Так, в частности, объемы грузоперевозок по Северному морскому пути (СМП) сократились более чем в четыре раза - с 6,6 до 1,5 млн. т, - что даже при возросших тарифах не способствует окупаемости перевозок», — добавляет эксперт.

Между тем в последние годы обострилась гонка за арктические территории.

«Северная составляющая геополитического положения России усиливается за счет возрастания роли Арктики, — отмечает директор Института социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми НЦ УрО РАН Виталий Лаженцев. — По Северному Ледовитому океану, северным дальневосточным морям на протяжении 20 тысяч километров проходит государственная граница Российской Федерации. В этой связи следует указать, что ледокольный, транспортный и аварийно-спасательный флоты, порты, навигационно-гидрографические и гидрометеорологические службы находятся в сложном, кризисном состоянии».

По мнению экспертов, восстановление инфраструктуры приакртических территорий должно происходить в результате интеграции Севера в российскую экономику.

Это может произойти посредством строительства новых железнодорожных магистралей, в первую очередь — Северосибирской, и модернизации существующих — Транссибирской и Байкало-Амурской. «В такое развитие хорошо «вписывается» Северный морской путь, позволяющий осваивать новые территории в направлении «Север–Юг», — отмечает Лаженцев.

«Большинство проектов освоения северных месторождений могли бы ориентироваться на СМП, а его порты – служить базой для освоения шельфовых месторождений нефти и газа при условии инновационного обеспечения функционирования оборудования в условиях морей Севера», - соглашается Тарасова.