Белый тигр больше не мутант

Генетическое исследование белых тигров: вид жизнеспособен, и можно восстановить его популяцию в дикой природе

Бенгальские тигры имеют белый окрас не из-за генетического дефекта. Причиной их необычного цвета является изменение в одном из пигментов, произошедшее в ходе эволюции, полагают китайские ученые.

В 1951 году в индийских джунглях впервые был обнаружен бенгальский тигр (Panthera tigris tigris) белого цвета. А уже в 1958 году, как выяснилось впоследствии, людьми было уничтожено последнее из подобных животных, обитавшее в дикой природе. Теперь белых тигров можно увидеть разве что в некоторых зоопарках. На протяжении многих лет считалось, что особи бенгальского тигра, имеющие белый окрас, — обыкновенные альбиносы, а не отдельный подвид. Однако со временем ученые обнаружили, что это не так: у альбиноса не могло быть черных полос.

Относительно небольшое количество животных и, как следствие, недостаток генетического материала привели к тому, что феномен белых тигров был изучен довольно поверхностно.

Тем не менее с развитием технологий стало возможным проводить различные исследования, в том числе и в условиях дефицита необходимых для этого образцов. Группа ученых из пекинского Университета Цинхуа изучила генетические характеристики белых бенгальских тигров и их обычных собратьев, обитающих в сафари-парке Chimelong (город Гуанчжоу). В итоге они обнаружили, что

необычный окрас не является генетическим дефектом, но обусловлен объективными причинами.

С результатами исследования можно ознакомиться в свежем номере авторитетного научного журнала Current Biology.

Первоначально китайские исследователи не планировали изучать белых тигров, а попросту занимались вопросом восстановления популяции бенгальских тигров в дикой природе. Однако после того, как были обнаружены свидетельства, подтверждающие, что

подобные особи встречались на Индийском субконтиненте уже в XVI веке, ученые решили попытаться выяснить, что же на самом деле является причиной необычного окраса тигров: некий генетический дефект или последовательное эволюционное изменение.

Для этого они направились в сафари-парк Chimelong, где взяли образцы тканей у 16 обитающих там тигров, 7 из которых являлись белыми.

Впоследствии была составлена генетическая карта, благодаря которой ученым удалось установить, что необычный окрас вызван изменением одной из аминокислот в гене SLC45A2. В результате оказалось невозможным образование феомеланина — природного желтого пигмента, что в то же самое время никак не повлияло на меланин — черный пигмент. Схожая ситуация наблюдается и у других животных, например кур, лошадей и рыб, имеющих соответствующий окрас. Это является веским аргументом в пользу того, что

ряд наследственных недостатков, от которых страдают белые тигры, — косоглазие, косолапость, искривление позвоночника — появился в результате близкородственных скрещиваний, лишь благодаря которым сейчас возможно поддерживать популяцию этих животных.

Вот что рассказала «Газете.Ru» доктор Ло Шуцзинь из пекинского Университета Цинхуа, одна из участниц исследования: «За эти два года нам стало очевидно, что к полному уничтожению белых тигров привел именно антропогенный фактор, а не какие-нибудь генетические эффекты. Необычный для джунглей окрас не мог мешать животным охотиться, ведь их традиционная добыча — олени — являются дальтониками. Поэтому

вполне можно попытаться восстановить популяцию белых тигров в дикой природе».

Отныне на белом бенгальском тигре не висит ярлык «нежизнеспособного мутанта», и он полностью реабилитирован в глазах мирового научного сообщества. Тем не менее китайские ученые не собираются останавливаться на достигнутом: в будущем они планируют выяснить, существует ли возможность искоренить генетические дефекты, вызванные близкородственным скрещиванием белых тигров, с помощью их обычных собратьев.