Эль-Ниньо нагрелся глобально

Годичные кольца деревьев и последствия извержений вулканов помогли ученым понять, каких климатических аномалий можно ждать в ближайшее время

Благодаря дендрохронологическому анализу, а также измерению радиационного баланса поверхности Земли после извержений вулканов китайские ученые могут уверенно говорить о том, что необычная активность Эль-Ниньо является результатом глобального потепления. Другая группа исследователей предложила климатическую модель, с помощью которой можно предсказать следующий период активности природной аномалии.

Эль-Ниньо — природное явление, зачастую сопровождающееся многочисленными человеческими жертвами, вызывающее эпидемические заболевания и даже провоцирующее вооруженные конфликты. Суть климатической аномалии заключается в следующем: Эль-Ниньо, или Южная осцилляция, —

фаза колебания температуры в поверхностном слое воды экваториальной части Тихого океана, оказывающая значительное влияние на климат.

Нагретые воды смещаются к востоку, теплый тропический бассейн растекается, и на огромной части Тихого океана происходит повышение температуры воды. В результате глубинные воды океана, богатые питательными веществами, перестают подниматься на поверхность, рыба гибнет от нехватки пищи. Ветры приносят влажные воздушные массы, из-за этого в Перу и Эквадоре случаются ливни и наводнения. В странах Центральной Америки, Индонезии и некоторых районах Австралии наблюдаются обратные процессы: погода становится теплой и сухой, нередки засухи и лесные пожары.

Экстремальные погодные условия создают повышенный риск распространения эпидемических заболеваний, таких как малярия, лихорадка денге и лихорадка долины Рифт. Также существует предположение, что неурожаи, вызванные Эль-Ниньо, повышают риск возникновения гражданской войны: изучение данных с 1950 по 2004 годы показало, что Эль-Ниньо связан с 21% всех гражданских конфликтов этого периода.

В конце ХХ века были зарегистрированы особо мощные фазы Эль-Ниньо. Однако

ученым не хватало данных о предыдущей активности климатической аномалии, чтобы однозначно сказать, является ли такая активность естественной или же вызванной человеческим фактором.

Исследователи Ли Цзиньбао из  Гонконгского университета и Се Шанпин из  Института океанографии Скриппса доказали, что повышенная активность Эль-Ниньо в конце ХХ века связана с глобальным потеплением. С результатами их изысканий можно познакомиться в журнале Nature Climate Change.

Исследователи изучили 2222 среза деревьев Polylepis tarapacana, растущих в Южной Америке на плато Альтиплано. Эти растения очень чувствительны к изменениям климата, вызываемым Южной осцилляцией. Ученые сравнивали данные за последние 700 лет, полученные в результате дендрохронологического анализа. Позже эти результаты сравнили с информацией, полученной с помощью современной техники.

Данные красноречиво говорили о том, что активность Эль-Ниньо в конце ХХ века действительно превышает все предыдущие показатели.

Но можно ли связать эту активность с влиянием человека на климат? Ли Цзиньбао и Се Шанпин говорят, что после крупных извержений тропических вулканов воды восточно-центральной части Тихого океана становятся необычно холодными, но спустя год наступает потепление. Также как парниковые газы, вулканические испарения нарушают радиационный баланс Земли.

Это свидетельствует в пользу того, что необычно высокая активность Эль-Ниньо в конце ХХ века может являться следствием глобального потепления.

Ли Цзиньбао рассказал «Газете.Ru»: «Основываясь на наших исследованиях годичных колец деревьев и статистических тестах, мы можем с достаточно высокой уверенностью утверждать, что активность Эль-Ниньо, скорее всего, зависит от глобального потепления. Я предпочитаю говорить «скорее всего», а не «однозначно», так как в науке всегда существует элемент неопределенности. Однако мы все еще не можем точно предсказать, какой будет активность Эль-Ниньо через конкретный промежуток времени в отдельно взятом регионе: для этого нужно строить более точные климатические модели. Результаты, полученные нами, помогут улучшить точность этих моделей и их прогнозов. И в любом случае теперь мы знаем, что,

если из-за глобального потепления тенденция увеличения активности Эль-Ниньо сохранится, нам следует ждать все больше таких погодных аномалий, как наводнения и засухи».

Тем временем группа ученых из Германии, России, Израиля и США предложила модель, с помощью которой можно достаточно точно спрогнозировать проявление активности Эль-Ниньо. Для этого исследователи сравнивают промежутки времени, которые проходят между изменениями климатических данных в контрольных точках на поверхности Тихого океана. Одни точки расположены непосредственно в бассейне Эль-Ниньо, другие — в остальной части океана. Непосредственно перед возникновением активности Эль-Ниньо взаимное влияние точек усиливается, во время прохождения фазы — ослабевает. Данные исследования представлены в научном журнале PNAS

Ученые утверждают, что несмотря на то, что в модели использована только одна переменная — атмосферная температура,

их способ прогнозирования превосходит все существующие на данный момент. За его основу берутся только точные данные, что позволяет составлять прогнозы на год вперед.