Дождевые лемуры обманули ученых

На Мадагаскаре открыт новый вид лемуров

В труднодоступных лесах Мадагаскара ученые обнаружили совершенно новый вид лемуров. Рыжие зверьки оставались неизученными, прячась в ветвях деревьев и просыпаясь лишь на время дождей.

Мадагаскар, остров в Индийском океане, знаменитый разнообразием флоры и фауны, присущей только этому участку суши, вновь преподнес ученым неожиданный сюрприз. В труднодоступных участках леса биологи обнаружили новый вид лемуров — полуобезьян из отряда приматов, обитающих только на этом острове.

Эти эндемики являются символом Мадагаскара и за исключением двух видов, которые были завезены на Коморские острова людьми, встречаются только на этом острове, отделенном от африканского континента. Благодаря интенсивным исследованиям в последние несколько десятилетий было открыто несколько видов лемуров, однако карликовым лемурам со стороны биологов уделялось мало внимания.

Новый вид был обнаружен в ходе рутинного описания уже известных мохнатых карликовых лемуров Cheirogaleus crossleyi, которым занимались ученые под руководством Андреаса Хапке из Майнцского университета Иоганна Гутенберга (Германия).

Биологи занимались поимкой лемуров в южной части Мадагаскара с 2001-го по 2006 год, за это время при помощи ловушек с бананами им удалось поймать пять половозрелых самцов, пять самок и шесть детенышей лемуров. После поимки лемуров временно усыпляли и брали образцы тканей для генетической экспертизы. Лишь проведя анализ ДНК, ученые поняли, что в их руки попал совершенно новый вид млекопитающих.

Новый вид назвали карликовым лемуром Лавасоа (Cheirogaleus lavasoensis) в честь горного массива, близ которого зверьки были пойманы.

«Совместно с малагасийскими учеными мы исследовали разнообразие лемуров в течение нескольких лет. И только сейчас нам удалось определить, что некоторые из пойманных зверей принадлежат к неизвестному ранее виду», — пояснил доктор Хапке.

По мнению ученых, новоявленный вид обитает только на территории трех изолированных участков леса на самой южной оконечности Мадагаскара. Выловить и изучить их раньше, скорее всего, не удавалось из-за их скрытного образа жизни:

большую часть времени карликовые лемуры проводят в листве деревьев.

Кроме того, несколько месяцев в году, во время зимы в Южном полушарии, они проводят в спячке в норах. Лемуры ведут активную жизнь в период дождей, когда ученые стараются не соваться в мокрые джунгли. Несмотря на это, немецким и мадагаскарским ученым удалось заманить и изучить 51 лемура, 16 из которых оказались представителями нового вида.

Эти зверьки достигают в длину 50–55 сантиметров и весят около трехсот граммов. От мохнатых лемуров Cheirogaleus crossleyi они отличаются более вытянутой головой и широкими ушами.

«Глаза Cheirogaleus lavasoensis окружены резко очерченными темными кольцами шириной 3–4 миллиметра и пигментированной кожей, которая распространяется на темный нос.
Макушка и лоб красновато-коричневые, уши пигментированы темным цветом и покрыты черными волосами на внутренней и внешней стороне», — так описали ученые новых млекопитающих в работе, опубликованной в журнале Molecular Phylogenetics and Evolution. Не успев открыть новый вид, уже начали беспокоиться о его численности.

По мнению биологов, эти карликовые лемуры находятся на грани вымирания, их популяция оценивается всего в пять десятков особей.