Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Хип-хоп за справедливость

Хип-хоп трансформировался из простого музыкального жанра в социальное движение, считают ученые

Рэп и хип-хоп, изначально являвшиеся просто музыкальными жанрами, сегодня можно смело признать молодым, но крайне амбициозным социальным движением, считают американские исследователи.

Социологи колледжа Блю Эш Университета Цинциннати, изучая влияние элементов культуры на политические и социальные процессы, пришли к выводу, что хип-хоп и образовавшаяся вокруг этого музыкального жанра специфическая культура оказали серьезное влияние на общественное мнение. Ученые выступили с этими тезисами на конференции в Американской социологической ассоциации, которая в настоящее время проходит в Нью-Йорке.

По словам исследователей,

хип-хоп стал одним из наиболее социально ориентированных жанров музыки, способным влиять на позиции общества по целому ряду вопросов.

Более того, по мнению одного из руководителей исследования, доктора Тодда Каллаиса, наиболее интересный факт в истории хип-хопа как музыкального жанра состоит в том, что тот очень быстро прошел фазу творческого становления, уже вскоре после своего рождения в середине 1970-х годов став своеобразным рупором общества.

Как утверждают исследователи, зародившийся в бедных латинских и афроамериканских кварталах крупных городов музыкальный стиль потратил лишь несколько лет на то, чтобы в нем начали появляться первые элементы социального протеста, а также нотки недовольства политикой властей, что нехарактерно для столь юного жанра и музыкального мира в целом.

Доктор Каллаис объясняет, что

феномен рэп-культуры как раз и состоит в том, что столь молодое направление встало на путь открытого протеста, ранее вообще редко свойственного миру музыки.

Столь юный возраст жанра дал команде исследователей отличную возможность для изучения всей его истории и вычленения наиболее значимых для исследования событий и их участников.

Целью исследования стало подтверждение гипотезы о том, что рэп и хип-хоп сегодня прочно укрепились в обществе не просто как популярное музыкальное направление, но и как четко выраженное социальное движение, обладающее своими определенными целями и специфическими особенностями. Команда исследователей обстоятельно побеседовала с 50 наиболее значимыми для индустрии хип-хопа личностями: исполнителями, продюсерами, музыкальными критиками. Им были заданы вопросы об их персональном вкладе в жанр, о видении музыкальной индустрии в целом, о ее влиянии на политику и социум, а также о прогнозах на будущее этого направления. Половина опрошенных начинала свою карьеру в мире музыки в период становления рэпа, другая половина примкнула к движению уже в середине 1990-х годов.

Водоразделом являлся 1995 год. Однако значительно ранее в хип-хопе начал формироваться социальный запрос. По словам доктора Каллаиса, мир увидел первую в истории рэпа социально ориентированную хип-хоп композицию в начале 1980-х. Ею стал трек «Послание», «The Message», записанный одним из отцов-основателей жанра, знаменитым исполнителем и диджеем Грэндмастером Флэшем.

В своем сингле, ставшем платиновым, Грэндмастер Флэш впервые в истории хип-хопа повествует о нищете, преступности, наркомании и прочих проблемах черных гетто.

Заложенный исполнителем тренд был постепенно подхвачен другими исполнителями хип-хоп сцены, что и привело к постепенному усилению социальной нагрузки в текстах рэп-композиций. Апогеем как раз и стала середина последнего десятилетия XX века.

Большинство опрошенных старожилов жанра по обе стороны баррикад (как критики, так и сами исполнители) в один голос подтвердили, что именно хип-хоп в середине 1990-х годов стал отправной точкой для масштабных социальных и политических изменений, а также послужил подспорьем для изменения стереотипа об афроамериканцах как источнике массовой преступности и других болезней общества. Именно неожиданно прямой социальный протест вкупе с повальной модой на хип-хоп культуру среди молодого поколения стал оружием, которое оказалось способно существенно повлиять на изменения в политической обстановке Америки, Канады, а также ряда стан Европы.

Правительства были вынуждены прислушаться к голосу общества, введя целый ряд социальных программ, направленных на борьбу с бедностью и преступностью.

Результатом этих мер стала ликвидация многих крупных гетто в городах-миллионниках и рост общего уровня жизни населения неблагополучных районов. Наиболее показателен тут пример США: за короткое время здесь удалось значительно ослабить социальную напряженность в таких опасных в прошлом местах, как Западный Лос-Анджелес, Квинс, Бронкс и Гарлем в Нью-Йорке, западная часть города Майами, а также в целом ряде других бывших гетто.

Вместе с тем некоторые корифеи посетовали на трансформацию правильного — социально ориентированного — хип-хопа в более потребительский и беззубый жанр. По их мнению, сегодня тематика большинства композиций имеет мало общего с направленностью на решение проблем общества, как в классическом рэпе, а жанр все дальше уходит от своих истоков. Более того, некоторые опрошенные даже высказали предположение, что подобная трансформация губительна для жанра как рупора социальных изменений, поскольку показывает либо чересчур гламурный, либо сугубо преступный образ афроамериканца: эти образы могут вызвать раздражение обывателей, а значит, наоборот, оказывают отрицательное воздействие с точки зрения социальных изменений.

Некоторые из опрошенных, напротив, не согласились с подобным мнением, приведя в пример огромное количество благотворительных акций и пожертвований, организованных богатыми представителями хип-хоп культуры. Кроме того,

многие из рэп-исполнителей впоследствии смогли найти себя на другом поприще, став известными бизнесменами, актерами и политиками, способными серьезно влиять на общественное мнение.

Но большинство респондентов все же подчеркнули, что именно хип-хоп 1990-х годов вкупе с трагичными результатами так называемой войны побережий стал той основой, на которой базировались последующие масштабные социальные преобразования. Их главным результатом, по мнению одного из историков жанра, стало изменение в самом образе афроамериканца, поскольку теперь люди «больше видели в нем не преступника, а жертву обстоятельств».

Многие из опрошенных также отметили, что хип-хоп-культура из-за своей популярности стала универсальным оружием борьбы с социальной несправедливостью. И это оружие впоследствии может быть применено в любой удачный момент.

Загрузка