Размер шрифта
Новости
Размер шрифта
А

Когда Арктику с Антарктикой засыпало пеплом

Ученые определили вулкан, извержение которого было самым масштабным за 7 тысяч лет

В Индонезии найден вулкан, извержение которого считается одним из самых масштабных за последние несколько тысяч лет. Определить его точное местоположение интернациональному коллективу ученых помогли арктические льды и исторические источники.

Коллектив исследователей из Франции, Швейцарии, Великобритании и Индонезии учел предыдущие научные изыскания, согласно которым было установлено, что мощнейшее извержение, примерно в два раза более масштабное, чем у вулкана Тамбора (Индонезия) в 1815-м и в восемь — чем у вулкана Кракатау (Индонезия)в 1883 году, предположительно произошло в середине XIII века.

Это удалось выяснить благодаря изучению исторических записей и многочисленным археологическим раскопкам.

В частности, летописцы тех времен зафиксировали аномально холодные летние месяцы с обилием осадков, что вылилось в массовые наводнения и плохие урожаи.

Тем не менее до недавнего времени усердные поиски учеными эпицентра извержения результатов не приносили. Назывались разные кандидаты, от новозеландского вулкана Окатайна до мексиканского Эль-Чичона, однако стопроцентное подтверждение так и не находилось. Ситуация изменилась примерно 30 лет назад. Именно тогда исследователи начали изучение так называемых ледяных кернов — цилиндрических колонн ледяной породы, образующихся при бурении ледников. Найденные там фрагменты пепла и осадки сульфатов смогли ответить на многие вопросы вулканологии и даже пролить свет на те извержения, о которых ученым доселе не было известно ничего.

Анализ сульфатов также показал, что примерно в XIII веке на Земле действительно произошло одно из самых масштабных извержений вулкана за 7 тыс. лет

Свидетельством этого стало то, что до арктических и антарктических льдов смогло добраться и осесть относительно крупное облако вулканического пепла, что свидетельствует об огромной силе извержения.

Примерно в это же время ученые обратили внимание на исторические записи одного из индонезийских народов того времени, проживавшего на индонезийском острове Ломбок. Носящие название «Бабад ломбок», они представляют собой специально обработанные пальмовые листы, испещренные надписями на древнеяванском.

Среди прочего

в записях встречаются подробные упоминания о смертоносном извержении огненной горы, находящейся на острове.

Как утверждают ученые в своей работе, опубликованной в журнале PNAS, речь идет о вулкане Самалас.

Источник во всех деталях описывает выброс вулканического столпа, огромное облако пепла, а также невиданное по силе извержение с образованием кальдеры, повлекшее за собой гибель множества людей и разрушение столицы местного царства — города Паматана.

Поскольку записи были сделаны до периода становления государства Селапаранг, то есть до конца XIII века, ученые рискнули предположить, что Самалас и есть искомый вулкан. Найденные в Арктике фрагменты пепла позволили установить, что примерная дата извержения — это конец 1257 — начало 1258 года.

Для подтверждения данной гипотезы было проведено компьютерное моделирование извержения.

Ему предшествовало тщательное изучение всех окрестных территорий, в частности островов Бали, Суматра и Ява, целью которого было выявить направление вулканических потоков и пепла. Были произведены все необходимые геофизические и радиоуглеродные тесты, а также выполнена подробная геодезическая разведка местности. Ученые также учли, что сила извержения должна была быть такой, чтобы пепел достиг как Арктики, так и Антарктики.

В результате исследователями была установлена примерная картина самого извержения. Оно было крайне мощным и сопровождалось довольно ощутимым землетрясением, не менее 7 баллов по шкале Рихтера. При извержении произошло опустошение магматической камеры, что привело к обрушению западного склона горы и формированию кальдеры более 600 м глубиной и протяженностью в несколько километров. Высота выброса материала в среднем составила более 43 км, но могла достигать и 52 км.

Гора Самалас, изначально бывшая примерно 4,2 тыс. м в высоту, осела после образования кальдеры.

Потоки лавы существенно изменили рельеф местности на восточном склоне, куда и вышла основная часть магмы, а также повлияли на формирование современного облика северо-запада острова.

Средняя температура магмы составила порядка 1000 градусов по Цельсию, о чем свидетельствуют найденные при раскопках куски плагиоклазовых кристаллов.

Облако пепла изначально полностью накрыло все близлежащие территории, а затем осело в атмосфере всей Земли, вызвав аномально холодное лето из-за уменьшившейся пропускной способности солнечных лучей в атмосфере.

По мнению руководителей исследования, данное извержение не только оказало огромное влияние на природу Земли и ее климат, но и оставило след в формировании исторического процесса нашей планеты, в частности, сказавшись на истории всего азиатского региона.