Ученым первопредок не по зубам

Составленная учеными модель зубов вероятного первопредка неандертальцев и кроманьонцев не имеет сходства с археологическими образцами

Проанализировав тысячу с лишним ископаемых зубов, ученые создали примерную дентальную модель вероятного общего первопредка неандертальцев и кроманьонцев. Однако попытка сопоставить результаты анализа с имеющимися останками древних людей не дала положительного результата.

Научное сообщество уже довольно долгое время занимается безуспешными поисками того, кто, по одной из устоявшихся гипотез, может быть предком неандертальцев и современных людей — кроманьонцев.

Более ранние попытки найти следы общего первопредка основывались на географическом и хронологическом подходах, однако полученные подобным образом данные не обладали достаточной точностью и доказательной базой.

Именно поэтому ученые решили обратиться к изучению ископаемых останков древних людей. Но найденные фрагменты скелетов предков современного человека не сохранились достаточно хорошо для подробного сравнительного анализа.

Наконец выбор исследователей в отработке эволюционных сценариев пал на зубы древних людей, поскольку найденные при раскопках образцы хорошо сохранились и представлены в довольно большом количестве.

Изучив часть образцов зубов, найденных на месте стоянок древних людей в Европе и Азии, международный коллектив ученых решил смоделировать форму и расположение зубов вероятного первопредка, а затем сравнить полученные данные с существующими находками археологов.

Для этого исследователи проанализировали около 1200 верхних и нижних зубов, найденных на месте 13 стоянок древних людей в Евразии.

Затем с помощью комбинирования методов синтетической теорией эволюции, ученые смогли составить примерный портрет зубной морфологии первопредка неандертальцев и кроманьонцев — комплексное описание формы зубов и их расположения в ротовой полости. Как было отмечено в исследовании, опубликованном в журнале PNAS, он обладал симметричными острыми верхними премолярами очень малого размера, а также асимметричными и довольно крупными нижними премолярами.

Кроме того, используя принципы филогенеза, в рамках общей модели строения и расположения зубов, исследователи просчитали несколько вариантов того, как именно должна была выглядеть и изменяться ротовая полость первопредка в процессе эволюции человека.

Всего было разработано 12 вероятных видов зубной морфологии общего предка людей.

Такой шаг ученых обуславливался отличиями исходных археологических образцов друг от друга, которые и стали причиной подобной вариативности в рамках одной модели.

Последним этапом исследования стало проведение поэтапного сравнения ископаемых зубов неандертальцев, кроманьонцев и эректусов, найденных в местах разных стоянок древних людей, с полученной ранее моделью. Если ископаемые зубы не совпадали с теоретическими ни в одном из 12 вероятных видов, то кандидат на роль первопредка автоматически отсекался.

К большому разочарованию ученых, ни один из имеющихся образцов зубов не подошел под составленную модель. Несмотря на то что малая часть ископаемых образцов частично совпадала по одному или нескольким из 12 вариантов строения ротовой полости первопредка, они датированы более поздним периодом по сравнению с временем проживания на Земле предков современных людей.

Иными словами, по мнению ученых, вероятный первопредок не смог бы так быстро эволюционировать в неандертальцев и кроманьонцев.

Тем не менее исследование подтолкнуло авторов к ряду интересных выводов. В частности, была высказана гипотеза, согласно которой неандертальцы и их предки отличались крайне примитивным строением зубов. Подобный сценарий не был просчитан учеными, поскольку не подпадает под синтетическую теорию эволюции, использованную в работе. Кроме того, некоторые специалисты также склонны полагать, что изменения в дентальном строении могли предшествовать окончательному формированию двух видов древних людей. Свидетельством этого могут служить останки черепов, расположение и форма зубов которых напоминают кроманьонцев, но некоторые другие признаки, такие как форма головы и надбровных дуг, указывают на принадлежность к неандертальцам.

Авторы исследования также напоминают, что в их работу не были включены образцы из Африки, на сегодня представляющие огромный научный интерес. Найденные на континенте зубы датируются средним плейстоценом, а потому по возрасту могут подходить искомым первопредкам. Кроме того, как напоминают ученые, еще никто не проводил подробного морфологического анализа африканских находок.