Обидеть ученого может не каждый

Ученые установили: ласковые надписи предотвращают кражу научного оборудования

Как оставить в лесу дорогое научное оборудование и не бояться, что его украдут? Вежливо рассказать об эксперименте и приложить добрый рисунок — установили немецкие биологи, разбросав приманки для любопытных.

Ученым, занимающимся изучением поведенческих особенностей диких животных, зачастую требуется оставлять без присмотра дорогостоящее научное оборудование, которое позволяет без участия человека вести наблюдения в течение долгого времени.

От небольших передатчиков, предназначенных для изучения миграции бабочек, до камер в скворечниках, позволяющих наблюдать за размножением птиц, — подобные приборы порой напичканы дорогостоящей аппаратурой, и их порча или кража ощутимо бьет по работе ученых и может поставить крест на всем эксперименте.

Обычно подобные приборы ставят на длительный срок, чтобы минимизировать отрицательное воздействие процесса установки на исследуемый процесс. Для Маркуса Кларин и Хольгера Герлица из Института орнитологии имени Макса Планка оставлять дорогостоящее оборудование, полагаясь на авось, привычное дело. Эти ученые не первый год занимаются изучением поведения летучих мышей, а поскольку мыши проявляют активность только ночью, в их изучении биологи могут полагаться лишь на дорогие приборы, которые автоматически фиксируют ультразвуковые сигналы рукокрылых. Биологи, да и ученые из других областей знают, что оставить дорогостоящее оборудование без присмотра там, где часто бывают люди, означает подвергнуть его опасности кражи или вандализма.

Видимо, столкнувшись с несколькими случаями краж приборов, биологи решили переключиться с изучения повадок летучих мышей на поведенческие особенности тех, кто не может пройти мимо того, что «плохо лежит».

«В наших проектах мы используем автоматическое оборудование, которое оставляем в полевых условиях на несколько ночей, и мы думали, как обезопасить его: прикрепить цепями или поставить видеокамеры?

Но потом мы подумали: можно ли сократить вандализм, прикрепя к приборам правильные таблички?» — рассказал Герлиц.

Целью их исследования, опубликованного в журнале Methods in Ecology and Evolution, было понять, как влияют надписи и рисунки, размещенные на оставленном оборудовании, на вероятность их кражи. Для начала они разослали во множество лабораторий анкеты, из которых получили подборку сведений о том, где и какие научные приборы были украдены прохожими, туристами или просто теми, кто проходил мимо. Изучив литературу по данной теме, биологи узнали, что, к примеру, изображение глаза вкупе с письменным предупреждением уменьшает частоту краж прокатных велосипедов на 60% (это исследование было проведено не в России).

Поняв, что эффективность предостерегающих знаков в предупреждении краж никто до них не изучал, немцы решили заполнить этот пробел. Летом 2012 года с согласия местных властей ученые расставили в четырех мюнхенских парках муляжи научных приборов с прозрачной блестящей полусферой наверху и мигающей лампочкой, мимо которых просто невозможно пройти, не обратив внимание.

К муляжам приборов, которые разместили в траве рядом с тропинками, были прикреплены таблички с тремя видами надписей: персональными обращениями, нейтральными текстами и предупреждающими.

Нейтральные гласили: «Часть эксперимента — не трогайте». В персональных присутствовало изображение белочки и говорилось: «Это для моей диссертации, пожалуйста, не трогайте. Если хотите что-то спросить и узнать подробнее, позвоните мне». Предупреждающие таблички гласили: «Ведется эксперимент — о каждой краже будет сообщено в полицию, ведется наблюдение!»

Чаще всего любопытные прохожие двигали приборы, перемещали и пытались открыть, всего было зарегистрировано 162 случая контакта.

Исследование показало, что большинство муляжей остались нетронутыми, несмотря на то что они были плохо спрятаны и оставались видны прохожим. При этом выяснилось, что приборы с дружескими надписями почти в два раза реже подвергались вмешательству со стороны отдыхающих: их реже таскали, открывали, переворачивали и пытались уволочь.

«Видимо, надпись, сделанная в дружеском ключе, эффективно уменьшала вероятность чьего-либо вмешательства, вне зависимости от того, хотели его поломать, украсть или открыть и рассмотреть поближе», — говорят ученые. И хотя биологов обрадовала действенность вежливых обращений, они не понимают, почему так неэффективны оказались грозные предупреждающие таблички?

«Мы не знаем, почему так происходит. Возможно, люди не верят или думают: «О, там внутри GPS-приемник, он может чего-то стоить!» — предполагает Герлиц. Вопрос, являются ли данные эксперимента показательными, требует ответа, ведь он проводился в одном из богатейших городов Германии. Ученые считают, что для более точных выводов исследование следует провести в других местах, с иной криминогенной обстановкой и в малонаселенной местности.

Ученые рассказали, что в один из дней эксперимент чуть было не привел к эвакуации: кто-то приволок прибор с мигающей лампочкой в пивной бар и оставил его там, а его посетители приняли ящик за бомбу.