Размер шрифта
А
Новости
Размер шрифта
А

Сто долларов за гимн с водкой

Инженеры научились передавать информацию при помощи спирта

Инженеры придумали, как передавать информацию на расстоянии при помощи паров спирта. Зачем это нужно, пока не понятно, однако им уже удалось передать таким образом слова канадского гимна.

Группа исследователей из Британии и Канады (Университет Уорвика и Йоркский университет) разработала методику, благодаря которой любая информация может передаваться с помощью испаряющихся молекул любого летучего вещества.

В данном случае — этилового спирта, впервые в мире продемонстрировав таким образом возможность молекулярной коммуникации.

Результаты своего исследования они опубликовали в декабрьском номере журнала PLOS ONE.

Молекулярная передача сигналов в животном и растительном мире не редкость. Например, пчелы используют феромоны для того, чтобы сообщить другим об угрозе для улья. Правда, эти «переговоры» информационно очень скудны и состоят всего из одного бита – есть запах или нет запаха. Но в принципе молекулы можно набить любым количеством битов. Такое общение было бы очень полезно и для людей, там, где радиоволны не распространяются, – под землей, под водой, в тоннелях, трубах и пр.

Способ молекулярного общения, разработанный авторами статьи, очень прост. Информация переводится в двоичный код, а затем транслируется с помощью спиртового спрея, где в роли единички выступает выпуск струи в воздух, а в роли нуля – ее отсутствие.

Ученые продемонстрировали работу своей методики в Йорке, передав спиртом первые слова канадского национального гимна «О, Канада!». Приемник, расшифровывающий молекулярные сообщения, был изготовлен из доступной всем электроники и обошелся разработчикам примерно в сто долларов.

Разумеется, спиртовая коммуникация, как и вообще общение через спирт, имеет свои ограничения – передать с ее помощью большой текст или, скажем, видеоклип, конечно, можно, однако это будет связано с большими потерями времени, да и дальность такой передачи невелика, но в тех случаях, когда нет ничего другого и когда время не имеет значения, такой способ общения может оказаться весьма полезен.

Так или иначе, но многобитовый уровень молекулярного общения продемонстрирован был впервые.

Ученые предполагают, что у их методики громадный спектр применения – от коммуникации в уже описанных ситуациях без радиоволн до нанотехнологий. Один из соавторов разработки, доктор Уэйси Гуо из Университета Уорвика, предложил даже ее использование в качестве арсенала для тайных агентов.

«Представьте себе, что кто-то передает детальную информацию духами, — говорит он. — Звучит, конечно, как что-то из шпионского триллера, но на самом деле это невероятно простой способ общения».

Вряд ли, конечно, рации на парфюме заинтересуют сегодняшних джеймсов бондов.

Из наиболее реальных применений — беспроводной мониторинг нефтедобывающих установок и канализационных каналов, который смог бы заранее предупредить о таких бедствиях, как разлив нефти или рождение «фэтберга», пятнадцатитонного жирового айсберга, скопившегося в подземных тоннелях Лондона, который в этом году весьма осложнил там работу городских канализационных служб.