Гены болезни Ван Гога

Российские ученые и их коллеги из-за рубежа нашли ключевые гены в биполярном аффективном расстройстве, которым страдал Ван Гог

Международная команда с участием российских ученых нашла новые гены, мутации в которых связаны с биполярным аффективным расстройством (ранее – маниакально-депрессивный психоз), которым страдал, в частности, великий художник Винсент Ван Гог.

Большая международная группа ученых с участием российских исследователей выясняла генетические причины биполярного аффективного расстройства . Это заболевание, которое раньше называли маниакально-депрессивным психозом, характеризуется полярными колебаниями настроения.

В фазе мании человек ощущает подъем, эйфорию, избыток жизненных сил, а в сменяющей ее фазе депрессии – подавленность, упадок сил и симптомы клинической депрессии вплоть до суицидальных намерений.

Так, биполярным аффективным расстройством страдали такие выдающиеся деятели искусств, как художник Винсент Ван Гог и композитор Людвиг ван Бетховен.

Некоторое время назад врачи отказались от названия «маниакально-депрессивный психоз», потому что это заболевание далеко не всегда сопровождается психическими нарушениями. Вообще в его диагностике все довольно запутано, потому что иногда биполярное расстройство становится монополярным (то есть имеется только депрессивная или только маниакальная фаза). Сколько людей им страдают, также не совсем ясно. По разным оценкам, от 0,5 до 7% (при широком подходе к определению). Биполярное расстройство может долгое время находиться в скрытой форме и проявить себя с возрастом. Причины его не вполне понятны. Исходя из клинической практики наследственность играет роль в возникновении заболевания, поэтому специалисты пытаются найти связанные с ним генетические особенности.

Работу международной группы координировали ученые из Университета Бонна и Центрального института психического здоровья в Мангейме (Германия) и Университета Базеля (Швейцария). Результаты исследований опубликованы в последнем выпуске журнала Nature Communications. В них приняли участие и российские специалисты из Московского НИИ психиатрии Минздрава, Научного центра психического здоровья РАМН, НИИ пульмонологии РАМН и Курского медицинского университета.

В таких сложных заболеваниях никогда не может быть одной причины, одного гена. «Не существует одного гена, который вызывал бы биполярное расстройство, – подчеркивает Маркус Нотен, директор Института генетики человека Университета Бонна. – В него вовлечено множество разных генов в сложном взаимодействии друг с другом и с факторами среды».

По словам ученых, поиск ключевых генов биполярного расстройства подобен поиску иголки в стоге сена.

Чтобы найти генетические варианты, связанные с болезнью, ученые чаще всего используют метод под названием полногеномный поиск ассоциаций (GWAS). На протяжении всего генома они исследуют так называемый однонуклеотидный полиморфизм (SNP) – замены одного нуклеотида на другой, то есть точечные мутации. Сравнивая множество этих мутаций в выборке больных и в выборке здоровых людей, можно найти те из них, которые ассоциированы с болезнью.

В данном исследовании проанализировано рекордное число людей – 9747 пациентов с биполярным расстройством и 14 278 здоровых добровольцев, всего 24 025 человек. До сих пор в генетических исследованиях биполярного расстройства не было такой большой базы. Всего ученые проанализировали около 2,3 млн генетических вариаций.

В результате они нашли 56 однонуклеотидных замен в пяти хромосомных участках, которые встречались у больных, но не у здоровых.

В их числе оказались три участка, которые генетики уже ранее связывали с биполярным расстройством, – ANK3, ODZ4 и TRANK1. Два других участка были совершенно новыми – ADCY2 на 5-й хромосоме и MIR2113-POU3F2 на 6-й хромосоме.

Исследователей особенно заинтересовал ген ADCY2. Он кодирует фермент, вовлеченный в проведение сигнала по нервным клеткам. «Это хорошо соотносится с тем фактом, что проведение нервных сигналов в определенных зонах мозга нарушено у пациентов с биполярным расстройством», – объясняют авторы статьи.

Выяснение генетических особенностей заболевания необходимо для понимания его причин, а следовательно, и для создания новых эффективных способов лечения, подчеркивают ученые.