Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Подводные лодки в степях Балаклавы

Россия может восстановить крупную военную базу в Крыму: отдел науки «Газеты.Ru» об истории Балаклавы и ее современном состоянии

Вместе с Севастополем под юрисдикцию России вошла Балаклава. Отдел науки «Газеты.Ru» вспоминает, что писал Гомер об этом месте, что связывает эту живописную удобную бухту с Pussy Riot и каково современное состояние находившейся там крупной базы подводных лодок.

Переход Республики Крым под юрисдикцию России с военной точки зрения означает приобретение не только Севастополя с его бухтой, существующей военной базой и огромными морскими традициями. Под контроль страны переходит и поселок Балаклава, расположенный в нескольких километрах от Севастополя, на берегу одной из самых удобных черноморских бухт. Ее особенность заключается в том, что за счет извилистого входа она не просматривается из открытого моря.

Естественно, что такое место не могло не вызвать интереса у людей с древности. Предполагается, что

здесь находился лагерь римских легионеров, потом византийский опорный пункт.

По одной из версий, Гомер в своей «Одиссее» описывал современную Балаклаву следующими строчками:

«В гавань прекрасную там мы вошли. Ее окружают
Скалы крутые с обеих сторон непрерывной стеною.
Около входа высоко вздымаются друг против друга
Два выбегающих мыса, и узок вход в эту гавань.
<…> никогда не бывало в заливе
Волн ни высоких, ни малых, и ровно блестела поверхность».

С XIV века сюда пришли генуэзцы — они заняли расположенную на горе, которая господствует над бухтой, крепость Чембало. Руины ее сохранились по сей день и видны с берегов бухты. После присоединения Крыма к Российской империи в Балаклаве размещался греческий батальон, который нес пограничную службу на Черноморском побережье Крыма.

В годы Крымской войны Балаклава стала штабом английской армии на полуострове. Населенный пункт был занят в сентябре 1854 года, а уже через месяц берега бухты стали ареной одного из крупнейших сражений кампании — русская армия попыталась деблокировать Севастополь. Подчиненным генерала Меньшикова сопутствовал успех, более того,

именно там произошла знаменитая «атака легкой кавалерии» — попытка отбить артиллерию англичан, которая закончилась гибелью многих представителей английских аристократических фамилий.

Правда, после неудачной контратаки русских близ Инкермана деблокировать Севастополь не удалось.

Замерзавшие там англичане придумали особый фасон одежды — шлем, закрывающий лицо, с прорезями для глаз. Он получил название «балаклава» и пережил второе рождение в 2012 году — после выступления группы Pussy Riot.

В Великую Отечественную войну Балаклава была частью обороны Севастополя. Немцы овладели ею лишь 30 июня 1942 года — больше чем через год после начала войны. Немногие уцелевшие защитники ушли в горы — в состав партизанских отрядов. После войны, в октябре 1948 года, поселок Балаклава вошел в состав Севастопольского горсовета, то есть он был выведен из состава Крымской области. Во многом это было связано с военно-стратегическим значением бухты и близостью города к Севастополю. Но в 1978 году по конституции Украинской ССР Севастополь был объявлен городом республиканского подчинения в составе республики, то есть его статус в одностороннем порядке был изменен.

Нынешний интерес к Балаклаве объясняется не только бухтой, но и тем, что там в период «холодной войны» (1953–1961) был выстроен Объект 825 ГТС

подземная, а точнее, подскальная база советских подводных лодок в Балаклавской бухте.

Предполагалось, что она должна быть защищена от атомного удара мощностью до 100 килотонн. Общая площадь объекта составила 15 тыс. квадратных метров, а находившиеся там люди могли провести автономно до 30 суток. Помимо каналов, позволявших лодкам уходить прямо в море, разместился под сводами объекта и завод по их ремонту.

В Балаклаве базировались суда 613-го и 633-го проектов, входившие в состав 14-й дивизии подводных лодок Черноморского флота СССР, а также корабли пограничных войск.

После развала СССР в 1991 году велись долгие переговоры о разделе советского Черноморского флота между ЧФ России и военно-морскими силами Украины. Несколько лет флот стоял на приколах под военно-морским флагом Советского Союза. Лишь летом 1994 года начались подвижки в переговорном процессе: Украина тогда предложила включить Балаклаву в состав Крымской военно-морской базы для совместного базирования двух флотов (туда также должны были попасть Донузлав, Керчь, Севастополь и Феодосия). В январе 1995 года был подписан договор о разделе флота — 81,7% отошли бы России, 18,3% — Украине (часть украинской доли предполагалось выкупить). Однако его реализация затянулась. Более того, в нем слов о сохранении прав ЧФ на базу в Балаклаве не было.

В результате с 1993 года база не функционировала, а на баланс ВМС Украины была передана лишь в 2000 году. В результате она сильно пострадала от мародеров. А с 2003 года Киев принял решение сделать из базы музей. Таким образом, ремонтные доки и каналы для вывода подлодок, пробитые под скалами, стали общедоступны.

Тем не менее в мае 2010 года представители России, в частности тогдашний постоянный представитель страны при НАТО Дмитрий Рогозин, заявили о возможном возобновлении базы в Балаклаве, однако представители Украины тогда ответили, что это противоречит украинской конституции.

«Говоря о стратегическом значении подземной базы подводных лодок в Балаклаве, необходимо понимать, что данный объект строился в период «холодной войны» и предназначался для обслуживания субмарин Черноморского флота СССР, имевшего задачи и состав кораблей, отличные от ЧФ РФ, — отмечает эксперт Центра военно-политических исследований при МГИМО Михаил Симутов. — На данный момент 247-й отдельный дивизион подводных лодок, базирующийся в Черном море, представлен двумя дизель-электрическими подводными лодками Б-380 «Святой князь Георгий» и Б-871 «Алроса» проектов 641Б «Сом» и 877 «Палтус» соответственно. Также планируется к 2015 году усилить дивизион субмариной Б-261 «Новороссийск» проекта 636 «Варшавянка». Для выполнения поставленных перед дивизионом задач хватает ресурсов бухты Севастополя, где в настоящее время базируются обе субмарины».

Из чего следует, что на сегодняшний день Черноморский флот РФ в его современном виде не имеет потребности в оснащении дополнительных инфраструктурных объектов для своего обслуживания.

«При этом не стоит забывать, что современное состояние ЧФ РФ, а именно состав кораблей, не в последнюю очередь обусловлено двусторонним договором с украинской стороной, который до последних событий на Украине и в Крыму налагал значительные ограничения на процесс развития и расширения состава базирующихся в Черном море российских военных судов. Следовательно, изменившиеся условия могут изменить и характер процесса обновления Черноморского флота, его окончательный состав, а также поставленные перед ним задачи. В этом случае военная и военно-морская инфраструктура бывшего Военно-морского флота СССР, расположенная на территории Крыма, может вновь попасть под пристальное внимание Министерства обороны Российской Федерации», — добавляет Симутов.

По мнению эксперта, при обсуждении возможного восстановления базы следует учитывать нынешнее состояние объекта.

«Учитывая, что Объект 825 ГТС уже не является секретным, а большая часть его инфраструктуры находится в плачевном состоянии, Министерство обороны России, скорее всего, обратит на него внимание, однако о процессе восстановления бывшей базы подводных лодок можно будет говорить только после проведения детального изучения состояния объекта, а также целесообразности использования его в будущем, — считает Симутов. — Более того, в настоящее время перед Министерством обороны РФ стоит задача по оценке состояния военной инфраструктуры, расположенной на территории Крыма, для последующего ее восстановления. А это десятки и сотни действующих объектов, обеспечивающих боеспособность российского Черноморского флота, и первоочередное внимание, естественно, будет приковано именно к ним. И только после этого речь может идти о потенциальном восстановлении законсервированных объектов, инфраструктуры, пришедшей в негодность, или о бывшей секретной базе подводных лодок, превращенной в музейный экспонат», — добавляет эксперт.

При подготовке материала использовались следующие публикации:
Шавшин В. Балаклава. Симферополь: Таврия, 1990.
Бестужев-Лада И.В. Крымская война. М.: Издательство АН СССР, 1956.
Черноморский флот, город Севастополь и некоторые проблемы российско-украинских отношений. Хроника, документы, анализ, мнения. М.: Независимая газета, 1997.