Европеец больше африканца похож на неандертальца

Новые исследования ДНК позволили предположить, как неандертальцы повлияли на генетику современных людей

Изучив новые данные, группа ученых с участием российских исследователей смогла получить данные о генетических связях между неандертальцами, денисовским человеком и современными людьми, а также предположить, почему неандертальцы вымирали быстрее, чем наши предки.

Расшифровка ДНК неандертальца — очень сложный и важный для современной науки процесс. Достижения генетиков в этой области позволяют раскрыть тайны происхождения современных людей, а также прояснить родственные связи между древними гоминидами. Работу усложняет то, что более 99% доступных ДНК неандертальцев повреждено микробами. Генетики нашли способ решения этой проблемы совсем недавно.

Одним из важнейших открытий последних лет стала расшифровка генома денисовского человека (под руководством всемирно известного генетика Сванте Паабо), останки которого были найдены российскими учеными Анатолием Деревянко и Михаилом Шуньковым. Выяснилось, что

денисовец принадлежит к семейству гоминидов — человекообразных приматов, — а также что он сосуществовал с неандертальцами, иногда даже скрещиваясь с ними.

Группа ученых под руководством Сержи Кастеллано (институт Макса Планка) при участии Анатолия Деревянко и Михаила Шунькова (Институт археологии и этнографии СО РАН), а также Сванте Паабо изучила новые генетические данные двух неандертальцев и сравнила их с ДНК денисовца и современных людей. С полным отчетом о работе исследователей можно ознакомиться в журнале PNAS.

В качестве образцов для изучения группа Кастеллано взяла 17 367 генов, полученных от останков двух неандертальцев, найденных в Испании (возраст костей — около 49 тыс. лет) и Хорватии (44 тыс. лет). После анализа ДНК результаты сравнили с генетическим материалом денисовца и девяти современных человек (жители Франции, Сардинии, США, Папуа — Новой Гвинеи, а также представители азиатских народов хань и дай и африканских йоруба, манденка и динка).

Исследователи обнаружили, что генетические сходства денисовца и неандертальца объясняют как их морфологические сходства, так и общие черты строения кардиоваскулярной системы и процесса метаболизма.

Однако основным достижением группы Кастеллано стало установление взаимосвязей с ДНК современных людей.

Ученые выяснили, что мутации, возникшие в ДНК неандертальцев и африканцев, совпадают на 19%, а в ДНК неандертальцев, азиатов и европейцев — на 24%. Более того, у наших современников нашлись гены (присущие и неандертальцам), отвечающие за функционирование меланосом, а значит, ответственные за пигментацию кожи. Именно мутации этих генов, происходившие в организмах неандертальцев, могли стать решающими в определении цвета кожи у современных представителей разных рас.

Мутации ДНК неандертальцев могли повлиять и на особенности поведения современных людей. Ученым пока неясно, как именно, но на особенностях нашей психики могли отразиться изменения в генах ADSL, GLDC и SLITRK1. В настоящее время мутации этих участков ДНК вызывают аутизм, атрофию мышц, синдром Туретта, глициновую энцефалопатию.

Генетики смогли выдвинуть и версию, объясняющую, почему неандертальцы достаточно быстро вымерли. Их паттерны наследственной изменчивости отличались от присущих современных людям. Именно из-за этих отличий

процесс изменения генов для приспособления к окружающей среде был замедлен, популяция постоянно уменьшалась в численности, что в конечном итоге и привело к вымиранию.

Группа Сержи Кастеллано уверена, что полученные результаты являются существенным шагом вперед в процессе изучения родственных связей между предками современных людей.