Разделились и спарились

Ученые выяснили, с кем и где спаривались далекие предки особей современного домашнего скота

Историю формирования современных пород домашнего скота отследили ученые. Для этого им пришлось тщательно разобраться в том, с кем и где спаривались далекие предки тех особей, которые к настоящему моменту уже кем-то съедены.

Одомашнивание крупного рогатого скота является одним из важнейших этапов развития человечества. Животные служили источником пищи, материала для одежды и рабочей силы. Процесс доместикации скота происходил в нескольких центрах — на Ближнем Востоке (около 10,5 тыс. лет назад) и в Южной Азии (8,5 тыс. лет назад). Недавно китайские ученые установили, что третий центр одомашнивания находился на северо-востоке Китая.

Тем не менее в этих вопросах не обходится и без разногласий.

Существует версия, что процесс доместикации происходил и в Северной Африке. До конца не понятыми остаются и этапы формирования различных пород крупного рогатого скота.

Группа ученых из США, Испании, Великобритании, Пакистана, Бразилии, Швеции, Индонезии и Турции, возглавляемая Джаредом Деккером (Миссурийский университет, США) и Стефани Маккей (Университет Вермонта, США), изучила большой массив генетических данных жвачных полорогих животных. Благодаря этому исследованию ученые сумели выявить некоторые этапы процесса формирования пород крупного рогатого скота. С полным отчетом о работе можно ознакомиться в журнале PLOS Genetics.

Исследователи изучили 1543 животных, относящихся к видам Bos javanicus (бык бантенг, обитает в Юго-Восточной Азии, его одомашненный подвид — на Бали), Bos taurus taurus (одомашненный подвид дикого быка) и Bos taurus indicus (зебу, подвид дикого быка, распространенный на Индийском субконтиненте. В отличие от Bos taurus taurus, зебу ведет свое происхождение не от тура, а представляет собой отдельную ветвь, отделившуюся около 300 тыс. лет назад). В качестве объектов исследования ученые выбрали 43 043 однонуклеотидных полиморфизма (отличий последовательностей ДНК) этих животных.

Группе Джареда Деккера удалось доказать, что

современные породы азиатских и африканских домашних быков появились не просто в процессе рассредоточения животных по разным континентам, а в результате скрещивания, произошедшего уже после этого разделения.

Более того, исследователи полагают, что им удалось опровергнуть версию о наличии четвертого центра одомашнивания животных — Северной Африки.

Джаред Деккер обозначил основные выводы, сделанные его группой. Азиатские породы скота, скорее всего, сформировались после скрещивания представителей нескольких видов, пришедших из Индии или с территории Плодородного полумесяца (современные Ливан, Израиль, Сирия, Ирак, юго-восток Турции и северо-запад Иордании).

Корни пород африканских быков кроются в скрещивании местных диких туров и одомашненных животных, пришедших с Плодородного полумесяца.

Исследователи также полагают, что на итальянские и иберийские породы скота оказали влияние африканские быки (так, их гены составляют примерно 19,3% генов испанских пород), предками представителей креольских пород являются животные, пришедшие из Африки через Пиренейский полуостров.

Руководитель исследовательской группы полагает, что полученные выводы —

важный шаг в понимании генетических процессов, происходивших на протяжении эволюции животных.

Работа будет продолжаться, и, возможно, в ближайшем будущем ученых ждут новые открытия.