Два квадриллиона мышей на час газа

Мыши, крысы и лягушки любят крутиться в колесе ради удовольствия

Грызуны крутятся в колесе не из-за нервов, а удовольствия ради, показало серьезное исследование. Повертеться, как белки, любят крысы, землеройки, лягушки и даже улитки. Отдел науки «Газеты.Ru» подсчитал, что Европе для отказа от российского газа на час требуется около двух квадриллионов (1015) мышей.

Испытывают ли грызуны удовольствие, вращаясь в колесе, и будут ли они этим заниматься в дикой природе? Таким, казалось бы, несерьезным вопросом заинтересовались нидерландские биологи, которых часто спрашивали, крутят ли мыши в клетке колесо ради развлечения и разминки или же это невротическая реакция на жизнь в ограниченном пространстве.

Чтобы разобраться в вопросе, биологи под руководством Джоанны Мейджер из Медицинского центра Лейденского университета осуществили опыт, идея которого никому до этого не приходила в голову. Результаты исследования они опубликовали в серьезном научном журнале Proceedings of the Royal Society B.

Биологи установили «беговые» колеса в дикой природе и снабдили их датчиками движения и видеокамерами.

Ответ ученых обрадовал. Мыши начинают забег по той же причине, что заставляет людей ходить в тренажерный зал, — они запрыгивают в колесо, вращаются, слезают и запрыгивают снова. «Когда я увидела первую мышь, то была невероятно счастлива. Я смеялась над результатами, но одновременно восприняла их очень серьезно. Это и смешно, и важно одновременно», — сказала Мейджер.

Колеса были установлены в двух местах, где обитают дикие мыши, — в городском парке и в районе песчаных дюн. Диаметр колеса — 24 см — был выбран так, чтобы мелкие зверьки могли забраться в него, а крупные не могли его опрокинуть. Рядом ученые ставили кормушку, которая должна была привлекать ночных животных.

Эксперименты велись несколько лет, за это время колесо начинало вращаться около 12 тыс. раз. Анализ записей показал, что в 88% случаев в него забирались мыши, колесо они рады крутить круглый год, а в конце весны и летом — особенно. Некоторые животные оказывались в колесе случайно,

однако мыши, землеройки, крысы и лягушки частенько выпрыгивали из колеса, а затем в течение минуты залезали в него обратно, чтобы продолжить движение.

Больше всего любили крутиться молодые мыши, этим и объясняется частота включения камер именно летом. В среднем мыши вращались в течение одной минуты, рекордсмен не мог остановиться целых 18 минут.

Съемка позволила замерить и темп бега: максимальная скорость на природе оказалась выше, чем в лабораторных условиях, и составила 5,7 км в час.

Помимо перечисленных животных, поползать в колесе были не против слизняки и улитки. При этом улитки вызывали скорее случайное, нежели направленное движение колеса, поэтому их участие в эксперименте не учитывалось. Убрав еду из кормушки, биологи установили, что

частота появления животных в колесе не зависит от вознаграждения в виде пищи.

Марк Бекофф, профессор экологии из Университета Колорадо, считает, однако, что, хотя эксперимент и подтвердил идею «добровольной активности» животных в колесе, мыши в клетке делают это чаще именно из-за стресса. «Дикие медведи часто шагают туда-сюда. Однако взаперти частота таких перемещений резко возрастает», — отмечает он.

По словам Худы Эйкила, нейробиолога из Университета Мичигана, результаты его не слишком удивили. «Достаточно взглянуть на компанию малышей на игровой площадке или в парке. Они бегают, бегают и бегают», — говорит ученый. Дело в том, что у людей бег активирует нейронные пути, отвечающие за вознаграждение. Эйкил, однако, отметил, что у людей и животных есть в этом отношении кардинальные различия. Крысы, не любящие бегать, предпочитают размножаться. При этом есть множество людей, которые терпеть не могут бег, велосипед и велотренажеры.

В свете напряженной политической обстановки и желания европейцев отказаться от российского газа отдел науки «Газеты.Ru» подсчитал, сколько грызунов понадобится Европе для этого.

В настоящее время европейские потребители из российского газа получают 2х1019 джоулей энергии в год (в предположении, что весь газ идет на сжигание). Если описать колесо, использованное учеными в представленной работе, как пластмассовый цилиндр толщиной 3 мм, то получится, что мышь при максимальной скорости вырабатывает примерно 1 джоуль энергии за 1 секунду. Таким образом, чтобы Европе на час отказаться от российского газа, ей понадобится «всего» 2х1015, то есть два квадриллиона, мышей. Впрочем, это грубая оценка, не учитывающая, в частности, усталости мыши и коэффициента передачи энергии от вращающегося колеса на генератор.