Рукопожатные инфекции

Рукопожатие предлагается заменить более гигиеничным приветствием «кулак о кулак»

При рукопожатии от человека к человеку передается гораздо больше бактерий, чем при других видах приветствия, показали микробиологи в эксперименте. Они предлагают изменить традиционный способ приветствовать партнера на более гигиеничный — «кулак о кулак».

Ритуалы приветствий в разных культурах очень важны для поддержания социальных связей и очень разнообразны. Так, представители новозеландского народа маори при встрече прижимаются друг к другу носами и лбами, а арабы из стран Персидского залива трутся друг о друга носами. В западной культуре повсеместно распространено рукопожатие. В зависимости от вкладываемых в него эмоций этот жест может отличаться различной интенсивностью – от символического пожатия рук до крепкого, горячего и продолжительного встряхивания.

Ученые задумались о гигиенической стороне рукопожатия. Микробиологи нашли массу бактерий, в том числе патогенных, на всех окружающих нас предметах – от клавиатуры компьютера и мобильного телефона до ручек дверей и дамской сумочки.

Любой человек – потенциальный источник инфекции. И соприкасаясь «рука к руке» с незнакомым человеком, можно подхватить от него какое-то неприятное заболевание.

Но даже самым брезгливым приходится здороваться за руку с людьми на официальных церемониях вне зависимости от отношения к ним.

Несмотря на то что о вредности рукопожатий ученые вспомнили только сейчас, с 1918 года до начала 1930-х по всему Советскому Союзу висели плакаты, гласившие «Рукопожатия отменяются». А связано это было с эпидемией испанки и с вызванной антисанитарией чесоткой. Первая была смертельно опасной, вторая — как минимум неприятной.

Тема опасности рукопожатий в той или иной степени просматривается в произведениях Ильфа и Петрова, Булгакова. А Владимир Маяковский явился автором подписи к санитарному плакату:

Долой рукопожатия!

Без рукопожатий

встречайте друг друга

и провожайте.

Теперь же Дэвид Уитворт и Сара Мела, сотрудники Университета Аберистуит в Великобритании, решили разобраться в этом вопросе строго научными методами и поставили эксперимент, об итогах которого рассказали в журнале American Journal of Infection Control.

Опыт был до крайности простым: в рамках него было подсчитано число бактерий, которое передается от человека к человеку при рукопожатии и альтернативных способах приветствия. Один испытуемый — донор — надевал на руку стерильную перчатку и опускал ее в культуральную жидкость с бактериями кишечной палочки Escherichia coli. После того, как пленка бактерий на поверхности перчатки подсыхала, донор здоровался за руку с реципиентом, также экипированным стерильной перчаткой. После приветствия реципиент опускал руку в перчатке в стерильный раствор.

Затем оставалось всего лишь подсчитать число бактерий, переданных при разных способах приветствия.

Тереться носами и прижиматься лбами испытуемых решили не заставлять. Но кроме рукопожатия испытали два альтернативных способа приветствия, которые вполне приняты в западной культуре, правда в молодежной среде. Первый по-русски именуют «дать пять»: раскрытой ладонью ударяют о раскрытую ладонь партнера. Во втором случае здоровающиеся люди ударяют друг друга «кулак о кулак». Каждый способ приветствия в эксперименте испытали пять раз, чтобы вычислить средние показатели.

Оказалось, при обычном рукопожатии человек передает вдвое больше бактерий, чем при жесте «дай пять». А приветствие «кулак о кулак» с точки зрения гигиены оказалось самым безопасным.

Число передаваемых бактерий зависело от двух параметров: от площади соприкосновения рук и от времени контакта. Площадь также измерили. Для этого перчатки покрывали специальной акриловой краской, которая меняла цвет при контакте. При рукопожатии площадь контакта была больше, чем при «дай пять», а при приветствии «кулак о кулак» — наименьшей. Временной показатель также не в пользу рукопожатия – за 3 секунды, которые оно в среднем длится, передается больше бактерий, чем при коротком ударе ладонями или кулаками.

Ученые приняли во внимание также силу захвата при рукопожатии, измерив ее при помощи динамометра. Как и следовало ожидать, крепкое рукопожатие передавало больше бактерий, чем символическое, официальное.

Чем крепче, длительнее и горячее рукопожатие, тем оно интимнее.

Хотя участники эксперимента обменивались безобидным штаммом кишечной палочки, все то же самое касается и патогенных бактерий, возбудителей заболеваний.

Удивительно, но неформальные способы, принятые в молодежной среде, оказались гигиеничнее, чем традиционное рукопожатие. Но сложно представить без него протокольную церемонию на любом уровне, в том числе и на международном. Так что, после окончания встречи лидерам двух стран бежать в туалет и мыть руки с мылом? Стоит ли держаться традиций, которые ведут не только к поддержанию международных отношений, но и к обмену инфекциями?

По научным данным, на первое место по гигиене вышел способ приветствия «кулак о кулак». Поскольку вряд ли возможно при общении обойтись вообще без ритуального тактильного контакта, может быть, стоит поменять традицию, предлагают авторы. Жест «кулак о кулак» прост, быстр и наиболее гигиеничен.

Есть и прецеденты.

Публичное приветствие «кулак о кулак» недавно позволили себе Барак Обама и, как утверждают авторы статьи, даже далай-лама.

Может быть, традиция уже начала меняться? Если так пойдет и дальше, скоро человечество решит отказаться от поцелуев. Хотя поцелуй несет большой положительный заряд, бактерии и вирусы при этом передаются в изобилии. Осталось их подсчитать в строгом эксперименте и предложить влюбленным более гигиеничную альтернативу.