Сибиряки стали эскимосами дважды

Как древние жители Сибири стали эскимосами: «Газета.Ru» о публикации в Science и нежелании некоторых ученых из России рассказывать о своей работе

Тезис о том, что наука делается за деньги налогоплательщиков, а те обязаны знать о том, что делают ученые, оказался нарушен. Один из российских ученых, опубликовавших статью в Science о новых фактах, связанных с тем, как именно предки эскимосов вышли из Сибири и заселяли арктический регион Америки, отказался давать комментарии «Газете.Ru», причем сделал это без объяснения причин.

Народ должен знать...

Читатели отдела науки «Газеты.Ru» наверняка знают о существовании специального раздела «Открыто из России». В него попадают статьи, опубликованные в ведущих научных журналах мира, среди авторов которых есть ученые, имеющие российскую аффилиацию. Впервые за пять лет, что в «Газете.Ru» существует данный раздел, сотрудники отдела науки столкнулись со странной ситуацией: сначала ученый категорически отказывался давать комментарии под снятия эмбарго (хотя наше издание всегда строго соблюдает эмбарго на научные публикации), а затем отказался общаться без объяснения причин.

К сожалению, из трех российских соавторов статьи в Science, о которой идет речь, на месте оказался только Виктор Алексеевич Спицын, заведующий лабораторией Научного медико-генетического центра, — двое других сейчас в отъезде. Виктор Алексеевич же, несмотря на обращения и корреспондента, и редактора отдела, без объяснения причин отказался отвечать на вопросы корреспондента.

И хотя можно порадоваться тому факту, что российские ученые все чаще публикуются в авторитетных международных журналах, к сожалению, не все из них научились этике общения с журналистами. Почему-то простой тезис, что общество имеет право знать, на что идут деньги налогоплательщиков, выделяемые на науку, не всем приходит в голову.

Диалог, состоявшийся после истечения эмбарго на статью, приводится ниже дословно.

— Добрый день. Статья в Science вышла. Теперь вы можете ответить на наши вопросы?
— Я не буду вступать с вами в дискуссию. У нас много авторов в статье, обратитесь к другим авторам.

— А почему не к вам?
— Я не хочу с вами беседовать.

— Почему? Вы можете объяснить свою позицию?
— Не хочу, и все.

Из России — в Америку

Суть статьи, опубликованной в Science, заключается в том, что генетики изучили историю заселения Североамериканской Арктики — к ней относятся Аляска, Северная Канада и Гренландия, где живут эскимосы. По данным археологов, эта земля заселена около 6000 лет назад. Археологи находят здесь предметы разных культур: предорсет, саккак, ранний, средний и поздний дорсет и культура туле.

Палеоэскимосская культура саккак (от 2500 до 800 лет до н.э.) — одна их древнейших северных культур, эти люди жили охотой на морского зверя и птицу. Для древнеэскимосской культуры дорсет (начало 1-го тысячелетия до н.э. – начало 2-го тысячелетия н.э.) характерны гарпуны и остроги для охоты на тюленя, моржа, оленя-карибу и мускусного быка, причем каменные наконечники были чаще оббитыми, чем шлифованными; скульптуры из кости, бивня и дерева; каменные лампы; жилища-иглу. Более поздняя культура туле возникла около 1000 года н.э. и просуществовала до XVIII века. Представители этой культуры использовали сланцевые ножи и гарпуны, охотились не только на тюленей и моржей, но и на китов, строили дома из китовых костей.

Интересно было выяснить генетические связи людей этих культур между собой, а также с современным населением региона.

Этим и занялась международная команда генетиков, результаты изысканий которой опубликованы в последнем выпуске журнале Science. В исследовании приняли участие российские ученые: Эльза Хуснутдинова из Башкирского государственного университета, Кирилл Днепровский из Музея искусств народов Востока и упоминавшийся выше Виктор Спицын из Научного медико-генетического центра.

Заселение Американской Арктики проходило в два этапа. Около 6 тыс. лет назад произошла первая миграция людей из Сибири в Америку, в результате нее возникли палеоэскимосы. Неоэскимосы появились в результате другой миграции, примерно на 4 тыс. лет позже. Какая культура от какой миграции произошла, до сих пор было непонятно. Ключевой вопрос, на который ученым хотелось получить ответ, — как соотносятся генетические связи (предки-потомки) и культурная преемственность?

Для ответа на этот вопрос ученые провели анализ ДНК из 169 древних образцов костей, зубов и волос людей, населяющих арктическую часть Сибири, Аляску, Канаду и Гренландию. Образцы были взяты как из раскопок, так и из музеев. Эти данные они сравнили с полным секвенированным геномом нескольких современных людей: двух жителей Гренландии, двух сибирских нивхов, одного алеута и двух атапасков (североамериканские индейцы).

Все вышли из Сибири

Анализ ядерной и митохондриальной ДНК показал, что все палеоэскимосы генетически гораздо ближе друг к другу, чем к современным популяциям.

Все палеоэскимосы — потомки одной миграции из Сибири. Таким образом, все люди культур саккак, предорсет и дорсет являются потомками палеоэскимосов и генетическими родственниками.

Другая волна миграции привела к неоэскимосам, которые стали предками людей культуры туле, современных североамериканских индейцев и современных эскимосов. Кроме того, ученые установили генетические связи между представителями древнеберингоморской культуры VI–VII веков и культуры туле.

А вот с викингами, которые поселились по соседству, на юге Гренландии примерно 1000 лет назад, у эскимосов не нашлось никаких общих корней.