Пионеры секса держались за плавники

Ученые показали, как примитивные панцирные рыбы впервые занялись сексом

Секс оказался древнее, чем считали до сих пор. Пионеры секса – примитивные покрытые панцирем рыбы, жившие 385 млн лет назад. Они совокуплялись, медленно двигаясь в парном танце, держась друг за друга плавниками.

Биологи выяснили, когда возник первый на Земле секс — оказывается, это произошло гораздо раньше, чем считалось. Половой акт изобрели примитивные панцирные рыбы, жившие 385 млн лет назад. Как утверждает команда биологов, опубликовавшая статью в журнале Nature, эти рыбы (Microbrachius dicki) были первыми животными, которые перестали метать икру и стали совокупляться.

Панцирные рыбы, или плакодермы, небольшие рыбы длиной около 8 см, покрытые костными пластинками, в то время плавали во всех морях, реках и озерах. Они господствовали в течение 70 млн лет и исчезли около 360 млн лет назад во время массового вымирания. Их окаменелости палеонтологи находили давно и везде, в том числе на территории современной Шотландии, Эстонии, Китая. Панцирные рыбы считаются первыми челюстными животными.

Но теперь они могут занять в книге жизни еще более почетное место – пионеров секса.

С точки зрения биологии речь идет о копуляции и внутреннем оплодотворении, когда половой орган самца проникает в половой орган самки и доставляет туда сперму.

Интересно, что до сих пор никто из ученых не обращал внимания на половой орган Microbrachius dicki. Нужно было просто повнимательнее приглядеться к окаменелостям рыб, что и сделал Джон Лонг, профессор австралийского Университета Финдерс, изучая коллекцию Технологического университета в Таллине, Эстония.

Он понял, что костный L-образный отросток, которым обладают некоторые экземпляры, это просто-напросто мужской половой орган.

У рыб биологи называют его класпером.

Каждый самец обладал двумя класперами, которые выглядели как крючки с зазубринами, а внутри находился канал для пропускания спермы. Самки же на заднем конце тела имели парные костные пластинки, которые принимали класпер и удерживали его наподобие замка.

Как замечает Джон Лонг, эти рыбы «не могли заниматься сексом в «миссионерской позиции». Их анатомия позволяла им копулировать только в позиции «бок-о-бок», так что во время полового акта они исполняли своеобразный парный танец, похожий на кадриль». При этом самец и самка «держались за руки», сцепляясь друг с другом плавниками.

Интересно, что эти маленькие плавники послужили для латинского названия рыб Microbrachius,

но ученые только сейчас поняли, какую важную роль плавники играли в их жизни.

Сцепляясь плавниками, партнеры могли удерживать позицию, при которой пенис проникал в половой орган самки. Для его фиксации служили зазубрины, типа застежки-липучки.

По каким-то причинам этот впервые изобретенный половой акт не продержался слишком долго —

эволюция его забраковала, и рыбы вернулись к метанию икры.

То есть к внешнему оплодотворению – самка мечет икру в воду, а самец туда же выпускает сперму, где и происходит оплодотворение. Прошло еще несколько миллионов лет, прежде чем живые организмы снова стали практиковать копуляцию, это были предки акул и скатов. Кстати, современные акулы и скаты также копулируют и рождают живых детенышей, в отличие от остальных рыб. Ну а много позже рыбий класпер превратился в пенис, когда рыбы вышли на сушу.

«Мы определили важную точку на эволюционном дереве, в которой у животных возникло внутреннее оплодотворение, — говорит профессор Лонг. — И это очень большой шаг». До сих пор биологи были уверены, что копуляция возникла в эволюции гораздо позже. Так, найденные в момент совокупления пенницы слюнявые, хотя и изобрели, по-видимому, «миссионерскую позицию» лицом к лицу, занимались этим всего лишь 165 млн лет назад.