Марсианские микробы отложились в лужицах

На Марсе найдены породы, которые на Земле формируются микробами

На Марсе найдены окаменелости, схожие с теми, что формируют земные микробы на мелководьях озер и рек. Опытных геологов не обмануть: эти породы они встречают на всех континентах Земли.

Новые данные, присланные на Землю американским марсоходом Curiosity, подкинули ученым еще больше аргументов в пользу того, что в далеком прошлом Марс мог быть обитаем.

На фотографиях исследователи разглядели осадочные породы, которые на Земле формируются при участии микробов.

Эти снимки были сделаны марсоходом, когда он двигался по дну озера Гиллеспи в формации Йеллоунайф-Бэй — сухой котловине, которая периодически заполнялась водой миллиарды лет назад. В то время процессы, происходившие на Марсе, во многом напоминали земные, потому ученые так пристально ищут сходства в геологическом строении соседней с нами планеты.

Геологам известно, что на Земле похожие на маты колонии микроорганизмов, обитающих в мелких озерцах или в прибрежных водах, образуют определенные осадочные структуры, которые со временем превращаются в окаменелости — так называемые микробно-индуцированные осадочные структуры (MISS). Их формирование определяется двумя основными этапами — ростом микробных сообществ и их последующей деструкцией, включающей первичное разрушение биомассы и последующие процессы разложения остаточного органического вещества.

Такие окаменелости на нашей планете встречаются очень часто в различных частях света там, где когда-то было стоячее мелководье.

В прошлом году геобиолог Нора Ноффке из Университета Олд Доминион в Виргинии, последние 20 лет изучающая такие отложения, сделала интересное открытие. Структуры MISS возрастом 3,48 млрд лет были обнаружены в формации Дрессер на западе Австралии, что сделало их кандидатами на самые древние следы жизни на Земле.

В недавней статье, опубликованной в журнале Astrobiology, Ноффке описывает неожиданные морфологические сходства между осадочными породами озера Гиллеспи возрастом 3,7 млрд лет с аналогичными отложениями на Земле.

Такими особенностями являются знакомые лишь глазу геолога характерные эрозионные следы, складки, карманы, купола, ямы и трещины, которые на Земле могут простираться от нескольких сантиметров до многих километров.

И хотя эти сходства не являются доказательством обитаемости Марса в прошлом, ученые уверены, что помочь в этом могла бы доставка образцов грунта на Землю для дополнительного анализа при помощи микроскопа. Однако о такой миссии в ближайшие годы не может быть и речи. «Все, что я могу сказать, что это моя гипотеза, хотя я думаю, что эти свидетельства значат много», — считает Ноффке.

«Тот факт, что она указала на эти структуры, большой вклад в науку. Вкупе с недавним открытием метана и органики на Марсе ее открытия добавляют интереса к загадочной истории нашей соседней планеты», — считает Пенелопа Бостон, геомикробиолог из Института Нью-Мексико.

По словам Криса Маккея из Исследовательского центра Эймса, младшего редактора журнала Astrobiology, он видел немало примеров, когда ученые указывали на схожесть марсианских и земных пород, но доводы в их общем происхождении выглядели неубедительно. «Работа Ноффке — наиболее тщательный анализ из всех, что я видел, и потому впервые опубликована в Astrobiology», — считает редактор.

Снимки, на которые обратила внимание геолог, давно выложены в публичный доступ командой марсохода. «На одном снимке я заметила что-то очень знакомое. Поэтому я пригляделась и потратила несколько недель, изучая сантиметр за сантиметром, рисуя очертания и сравнивая их с земными. Поскольку я занимаюсь этим 20 лет, я знала что искать», — рассказала Ноффке.
Она сравнила марсианские породы с образцами, найденными в разных местах на Земле — в Германии, США, Австралии и Африке. На Земле микробные осадочные структуры отличаются в зависимости от того, в каком месте они найдены. К примеру, так называемые микробные маты, образованные на дне рек, отличаются от тех, что формировались в сезонно заполняемых водоемах.

Но по форме этих пород можно не только судить об их схожести. Их очертания несут в себе следы того, как микробные маты формировались, росли, высыхали, трескались и заново росли. И Ноффке заметила, что земные и марсианские отложения не только выглядят одинаково, но и прошли одинаковый путь формирования. В своей работе Ноффке дает советы, на каких особенностях грунта в будущем команде марсохода надо заострять внимание и исследовать их на содержание органики при помощи инструмента SAM.