У кого телескоп больше

Главные астрономические открытия мая 2015 года

Почему упрям Альдебаран, кто строит самый большой телескоп и как исследовать недра экзопланеты — «Газета.Ru» представляет обзор самых интересных астрономических работ, вышедших в мае.

То ли планета, то ли нету

Звезда Каптейна была обнаружена Каптейном в самом конце XIX века. У нее очень большое собственное движение. Тогда это был рекорд, потом Барнард обнаружил звезду Барнарда, но вот уже почти 100 лет звезда Каптейна гордо удерживает второе место.

Звезда Каптейна — красный карлик на расстоянии чуть меньше 4 парсеков. Почему же у нее такое большое собственное движение? А потому, что это звезда гало Галактики. Она у нас тут в диске проездом, даже пролетом.

Недавно было заявлено, что звезда Каптейна имеет пару планет, одна из которых находится в зоне обитаемости.

Авторы провели свой анализ данных и высказывают гипотезу, что это не планета, а звездная активность.

Авторы определяют период вращения звезды в 143 дня, что кратно периоду заявленной планеты 48 дней, то есть 1/3. Будем ждать продолжения.

Упрямый Альдебаран

А с Альдебараном — наоборот. Достаточно надежно никто не может сказать, что там есть экзопланета, но аргументы в пользу этого продолжают накапливаться.

Проанализировав 20 лет наблюдений альфа Тельца, авторы выявили два периода. Один — 629 дней — они связывают с массивной, 6–7 масс Юпитера, планетой, а другой — 520 дней — с вращением звезды.

В недрах экзопланеты

Существует один интересный способ исследования состава недр экзопланет. Точнее, можно узнать, из чего они состояли.

Идея вот в чем. Иногда планеты падают на белые карлики. И тогда, изучая спектр карлика, можно узнать состав планеты.

Для пары случаев это сделано; некоторые даже считают, что первые четкие указания на существование экзопланет были найдены довольно давно по спектрам белых карликов, но это все-таки указания на то, что планеты там были. Чтобы охватить такой методикой достаточно большое количество объектов, нужен новый крупный орбитальный ультрафиолетовый телескоп.

Этому, собственно, и посвящена коротенькая заметка.

Сливаться по схеме

Пару десятилетий назад появились схемы, позволяющие описать разные типы активных ядер галактик в рамках единой модели. С тех пор этот подход продолжают развивать, уж очень красиво все получалось, но похоже, что простые схемы разваливаются.

Автор дает обзор проблемы и предлагает вариант своей схемы. Правда, общий итог состоит в том, что совсем простой и всеобъемлющей схемы не будет. Например, из-за того, что слияния галактик сильно портят картину. А слияния — важнейший момент в эволюции сверхмассивных черных дыр.

Далекий квартет

Квазары — это относительно редкое явление: хотя почти каждая крупная галактика могла проходить через эту стадию, продолжительность ее была невелика. Поэтому даже пара квазаров — это уже редкость. А уж тройки совсем по пальцам можно пересчитать.

А тут наблюдения в линии лайман-альфа выявили на красном смещении z=2 группу из четырех квазаров, входящих в единую, гравитационно связанную структуру.

Сейчас эта структура уже должна была вырасти в скопление галактик, но видим мы ее такой, какой она была миллиарды лет назад.

Группа галактик погружена в плотный холодный газ, что не соответствует современным результатам численных расчетов. Видимо, здесь придется что-то подправлять.

Карлик из ниоткуда

Авторы исследовали любопытную пару белых карликов. Один — массивный, с массой около 1,06 солнечной. Второй — существенно менее массивный, но его масса плохо определена.

Что хорошо определено — это температуры. И вот тут сюрприз. Более тяжелый карлик выглядит моложе! А ведь мы ожидаем, что более тяжелые карлики дают более массивные звезды, которые эволюционируют быстрее.

Авторы обсуждают разные сценарии, но, видимо, реализоваться могут только экзотические. Например, образование более массивного карлика недавно в результате слияния, то есть система была тройной, или же что вообще это тройная система, но ориентация сейчас такова, что мы думаем, что это двойная, и потому неправильно определяем параметры звезд.

Ультрафиолетом по карликам

Сверхновые типа Ia — это взрывы белых карликов. Есть два сценария. Или белый карлик сливается с другим белым карликом, или на белый карлик идет аккреция с нормальной звезды. Сейчас первый сценарий считается более часто встречающимся, но работать должны оба.

Авторы рапортуют об обнаружении ультрафиолетового излучения от недавней сверхновой. Наблюдали на Swift. Параметры излучения совпадают с ожидающимися от взаимодействия выброса сверхновой с нормальной звездой, то есть имеются довольно хорошие указания, что в данном случае не было слияния двух белых карликов.

Телескоп гнет пальцы

С помощью нового оборудования на телескопе Gemini авторы открыли структуру около молодой, 15 млн лет, солнцеподобной (масса — 1,4–1,5 солнечной) звезды.

Структура напоминает пояс Койпера в Солнечной системе. Важность состоит в первую очередь в демонстрации возможностей нового инструмента. Внесолнечный остаточный диск удается рассмотреть и изучить в деталях.

Американский рентген

В статье очень коротко описан проект следующего большого рентгеновского телескопа NASA — X-ray Surveyor.

В нем будет заложено много новых интересных технологий, часть из которых пока только в разработке. Ожидается, что аппарат будет гораздо чувствительнее Chandra, но получить лучшее угловое разрешение не удастся.

Гавайский вояж

По сути, это книга, в которой детально описаны научные задачи одного из трех больших телескопов следующего поколения — Тридцатиметрового телескопа (TMT) на Гавайях.

Заодно это список важных нерешенных проблем, ответы на которые надеются найти в ближайшие лет двадцать с помощью новых телескопов.