Как взвесить планеты и черные дыры

Главные астрономические открытия июня 2015 года

Как взвесить черную дыру, откуда фонит и кто испускает водород — «Газета.Ru» представляет обзор самых интересных астрономических работ, вышедших в июне.

Неживой и светится

Авторы обнаружили очень мощный и далекий квазар. Оценки массы показывают, что она порядка 10 миллиардов солнечных. Светимость близка к предельной (эддингтоновской) для этой массы. Это второй такой объект.

Анализ показывает, что вероятность того, что излучение направлено, а потому мы неправильно оцениваем светимость, в общем-то исключена.

Остается небольшая вероятность того, что объект кажется ярче из-за гравитационного линзирования, но учитывая, что источник выглядит точечным, это также маловероятно.

Таким образом, намечается целый класс объектов с такими свойствами: огромная светимость, близкая к предельной, большая масса черной дыры, большие красные смещения.

Реликты не для чайников

Большой подробный обзор по реликтовому излучению, где переплетена история и физика. Какие-то места будут трудными для неподготовленного читателя, но их при желании можно пропустить. Вообще же, на мой взгляд, обзор позволяет во многом разобраться вплоть до очень серьезного уровня.

Тяжелая дыра

Авторы продемонстрировали, что ALMA может здорово помочь в измерении масс сверхмассивных черных дыр.

Наблюдалась галактика NGC 1097. Благодаря ALMA удалось точно измерить кинематические свойства газа в двух спектральных линиях. Инструмент хорошо разглядел кольцо радиусом около 10 угловых секунд, что
соответствует размеру около 1 кпк. Скорости движения газа определены, конечно, и для гораздо меньших масштабов. В итоге удается определить массу дыры. Оценки в двух линиях совпали. Полученное значение составляет примерно 140 млн масс Солнца.

Видимо, аналогичные измерения будут в ближайшем будущем проведены и для других галактик. То есть будет больше точно измеренных масс черных дыр.

Как вращаются гиганты

Авторы рапортуют об исследовании двух десятков гигантов с аномально быстрым вращением. Массы составляют от 1 до 4 масс Солнца.

Происхождение быстрого вращения неизвестно, но вероятно, что было слияние звезд или поглощение субзвездного компонента.

Сколько вешать в граммах

Впервые удалось измерить и массу, и радиус для планеты с размером меньше земного. Сделано это по данным Кеплера. Изначально был определен
радиус. Но потом, наблюдая точные времена транзитов всех трех планет в системе Кеплер-138, удалось определить и массы.

Внутренняя планета имеет размер примерно как у Марса. Ее масса оценивается в 0,03–0,12 массы Земли.

Пока точность оценки массы невелика, поэтому оценка плотности дает большой разброс: от 1 до 5 г в «кубике». Но, скорее всего, это все-таки каменная планета.

Две другие планеты слегка больше Земли (по размеру). Для одной из них получено не очень большое значение плотности. То есть там должны быть и льды. А вот для второй получено довольно высокое значение, что говорит о каменно-железном составе.

Гаусс фонит

Очередная статья от Планка. На этот раз, используя полные данные по температуре и частично данные по поляризации, авторы проверяют статистические свойства реликта.

В частности и в первую очередь, вопрос — можно ли считать фон гауссовским и изотропным? Ответ — можно.

Это важно и для обработки данных, поскольку гауссовость и изотропия обычно закладываются в качестве нулевой гипотезы, и для теоретиков. Сами авторы статьи не обсуждают теоретические выводы, они лишь говорят, что
нулевая гипотеза об изотропии и гауссовости соответствует данным. Но мы-то понимаем, что было бы с наиболее стандартными моделями, если бы соответствия данным не было!

Легче легкого, тяжелее Солнца

Авторы позиционируют свой результат как открытие самой легкой сверхмассивной черной дыры в центре галактики.

Масса составляет 50 000 масс Солнца.

На диаграмме дыра попадает на известную корреляцию между массой дыры и дисперсией скоростей в балдже. На корреляции массы дыры с массой балджа совпадение несколько хуже.

Нептун испускает водород

Анализ новых наблюдений на «Хаббле» показал, что от теплого нептуна GJ 436b истекает гигантское облако водорода. Форма его напоминает комету.

В будущем от планеты останется только твердое ядро. Таким способом могли появиться некоторые маленькие земноподобные планеты вблизи звезд.