Почему мозг пугается крика

Ученые выяснили, в чем заключается уникальность человеческого крика

Наш слух всегда выхватывает звуки человеческого крика на фоне других, даже более громких шумов. Отдел науки «Газеты.Ru» рассказывает, в чем заключаются особенности крика, как крик помогает при создании звуков сигнализации, а также о том, почему люди пугаются этих звуков.

В наши дни, даже находясь в собственной квартире, редко можно побыть в полной тишине. Повседневная жизнь наполнена самыми разнообразными звуками: шумом автомобилей, проезжающих по расположенной под окном трассе, звуками вечеринки, проходящей в квартире соседей сверху, голосами и музыкой, доносящимися из телевизора или радио. Но даже на фоне всех этих звуков, зачастую весьма громких,

наш слух всегда выхватит звук человеческого крика — будь то крик взрослого или ребенка.

Международная группа исследователей под руководством Дэвида Поппеля из Нью-Йоркского университета решила выяснить, в чем заключается особенность человеческого крика. С полным текстом научной статьи можно ознакомиться в журнале Current Biology.

«Если подойти к человеку на улице и спросить у него, что особенного в крике, он обычно отвечает, что звук крика громче и выше, чем звуки другого происхождения. Однако есть много других звуков, обладающих подобными свойствами», — комментирует Дэвид Поппель.

Ученые провели серию экспериментов, дав добровольцам прослушать звуки человеческих криков, взятых на сайте YouTube, из кинофильмов, а также записанных специально для опыта. В момент прослушивания записей исследователи измеряли активность различных отделов головного мозга испытуемых. После этого ученые сравнили полученные данные с информацией о реакции мозга на другие звуки: спокойную человеческую речь на разных языках, шум автомобилей, гул самолетов, а также звуки сирен и сигнализаций.

Результаты работы оказались весьма неожиданными. Выяснилось, что

звуки крика и звуки сирен или сигнализаций вызывают активность одного и того же района мозга, никак не связанного с восприятием звуковой информации.

Этот район называется миндалевидное тело и отвечает за формирование эмоций, как отрицательных (страх), так и положительных (удовольствие).

Размер миндалевидного тела положительно коррелирует со степенью агрессивности поведения человека. Ученые полагают, что формирование некоторых психических расстройств, таких как депрессия, аутизм, тревожность или фобии, связано именно с нарушениями работы миндалевидного тела.

Авторы исследования пришли к выводу, что люди способны выделять звуки криков или сирен на фоне других шумов именно благодаря тому, что они активируют ответственную за формирование страха область мозга. Дальнейшая работа по анализу разных типов звуков выявила, что крики и сирены обладают качеством, отличающим их от всех других шумов. Таким качеством стала

повышенная резкость звука, то есть его способность сильно изменять громкость и высоту за очень короткое время.

Частота колебаний звуковой волны крика может варьироваться от 30 до 150 Гц, в то время как для спокойной человеческой речи этот диапазон не превышает 4–5 Гц.

Чтобы подтвердить полученные выводы, ученые попросили участников эксперимента прослушать несколько разных криков, отличающихся своей резкостью, и сказать, какие из них звучат наиболее пугающе. Люди заявили, что самыми страшными для них стали крики с самой большой скоростью изменения громкости и высоты звука. Автомобильные сигнализации и пожарные сирены обладают теми же качествами, утверждают ученые.

Исследователи собираются и дальше изучать крики: следующим шагом в их работе станет выяснение того, отличается ли крик маленького ребенка от крика взрослого человека. Кроме того, ученые хотят определить, как животные воспринимают «крики» представителей своего вида. Если выяснится, что подобные звуки активируют миндалевидное тело и их головного мозга, это будет означать, что

способность кричать сформировалась в ходе эволюции как специализированное средство общения.

Кстати, согласно выводам другой исследовательской группы, женский и детский крики занимают шестое и девятое места соответственно в первой десятке самых неприятных для человеческого слуха звуков. В этот список также входит скрежет ножа по стеклу, скрип мела и ногтя по школьной доске, стук вилкой по стакану, визг автомобильных тормозов, а также шум шлифовальной машины и электрической дрели. Самыми приятными были названы звуки аплодисментов, детского смеха, раскатов грома и журчания воды. С полным текстом статьи ученых, составлявших списки, можно ознакомиться в The Journal of Neuroscience.

Кроме того, исследователи предупреждают: слишком высокий уровень повседневного шума (звуков, доносящихся от автомобильных трасс и из квартиры делающих ремонт соседей) может стать причиной серьезных проблем со здоровьем. Ученые выяснили, что люди, проживающие в районах с активным дорожным движением (шум от которого превышает громкость 60 дБ), попадают в больницу с инсультом на 5% чаще, чем те, кто проживает в более тихих районах. Пожилые люди к шуму восприимчивы еще больше: в их случае шум увеличивает вероятность возникновения инсульта на 9%. Подробнее о вреде посторонних звуков, сопровождающих нас ежедневно, можно прочесть в European Heart Journal.