Размер шрифта
Размер шрифта
А

Двойники Земли и безжизненные камни

Главные астрономические открытия июля 2015 года

Кто держит свечку, какие смертники уходят без взрыва и на какой экзопланете может теплиться жизнь — «Газета.Ru» представляет обзор самых интересных астрономических работ, вышедших в июле.

Черная дыра и «ожирение»

Обычно масса центральной черной дыры составляет десятые доли процента звездной массы галактики. А здесь речь идет примерно о 10%. То есть черная дыра слишком массивна. Это противоречит стандартной модели совместного роста. Причем все это наблюдается на z~3.5.

Есть и другие странности. Например, в Галактике продолжается бурное звездообразование несмотря на большой отток вещества от черной дыры вследствие ее активности.

При этом, видимо, в наши дни, то есть за 11 млрд лет эволюции, Галактика нарастила звездную массу. И сейчас для своих соседей может выглядеть вполне стандартной. Похожей на М87 или NGC 1227, о которой недавно также написали статью.

Мощнее мощного

По новостным лентам сообщение уже прошло, но вот научная статья.

Сверхновая находится на красном смещении z=0.23. Оценки светимости дают 2.2*1045 эрг в секунду. Это раза в два больше, чем у предыдущих рекордсменов.

Есть, мягко говоря, вопросы к механизму таких взрывов. И светимость, и полное энерговыделение очень трудно объяснить. Такие события должны быть достаточно редкими. Разумеется, по одной вспышке темп определить трудно, тем не менее авторы дают грубую оценку: темп таких взрывов в десятки раз меньше, чем у «обычных» сверхмощных сверхновых.

Ледниковый период близко

Большая международная команда экспертов, возглавляемая одним из ведущих специалистов по солнечной активности и ее изменению со временем — Ильей Усоскиным, — опубликовала большую работу, в которой переанализирован так называемый Маундеровский минимум.

В этот период (1645–1715) на Солнце практически не было пятен. Однако периодически возникают споры о том, насколько это достоверный результат, а также какими были другие проявления солнечной активности.

В данной статье авторы детально анализируют исторические данные как по пятнам, так и по другим феноменам, связанным с активностью Солнца, например по полярным сияниям, а также по солнечной короне, и таким неисторическим данным, как изотопы, и приходят к выводу, что действительно во время Маундеровского минимума Солнце было крайне спокойно, неактивно.

Недавно «Газета.Ru» рассказывала, что через 15 лет Землю ожидает новый ледниковый период — аналог Маундеровского минимума.

Смертники без взрыва

Красивая статья. Странно, что не Nature или Science.

Довольно давно и активно обсуждается идея, что значительная часть звезд массой более чем 20 с хвостиком солнечных коллапсируют без яркого взрыва сверхновой.

Есть много аргументов в пользу такой модели, о некоторых я писал в обзорах раньше. Но никто и никогда не проводил серьезного целенаправленного поиска таких событий. Авторы делают это впервые.

Они используют архивные данные Хаббловского телескопа для поиска исчезнувших (без взрыва) массивных звезд. Исследовано 15 галактик. Выделено несколько кандидатов. Детальный анализ показал, что одно событие действительно очень похоже на исчезновение желтого сверхгиганта (масса — около 25–30 масс Солнца) без взрыва.

Это примерно то, что и ожидалось, то есть пусть и на очень низкой статистике, но подтверждает идею «тихого коллапса» заметной доли массивных звезд.

Свеча в огне

Авторы исследуют вопрос о том, на каком расстоянии человеческий глаз видит свечу. Калибровку они проводили на расстоянии 338 м.

Сравнение с блеском Веги позволило затем сделать пересчет. Получилось, что глаз различает пламя свечи на 2,6 км (6-я звездная величина). То есть все утверждения о 10 км, по мнению авторов, ошибочны. Правда, есть вопрос: а какая свеча?

Пыльные спирали

В прошлом году всех поразила картинка протопланетного диска системы HL Tau, полученная на системе телескопов ALMA. Ясно, что система щелей связана с образующимися в диске планетами. Но важно воспроизвести это в деталях. Это и пытаются сделать авторы статьи.

Сложность состоит в том, что на картинке не видно спиралей, которые предсказывает теория. Авторы показывают, что это связано с тем, что ALMA наблюдает карту распределения пыли. Если бы наблюдали газ, то увидели бы спирали. А в пыли они проявляются слабее.

Для объяснения картинки авторам понадобилось три планеты с массами примерно как у Сатурна.

Вторая Земля?

Нашумевшая новость. Планета была заявлена как лучший двойник Земли. На самом деле тут есть тонкости.

Планета, безусловно, относится к классу земноподобных и находится в зоне обитаемости. Но тут она лишь одна из лучших. Есть даже один более хороший объект. И вообще, Кеплер-452b лежит за пределами консервативной зоны обитаемости. Но отличие и новизна состоят в том, что звезда, вокруг которой она вращается, очень похожа на Солнце.

Звезда немного старше Солнца — 6 млрд лет. Планета всегда должна была находиться внутри так называемой оптимистичной зоны обитаемости — есть еще консервативная.

Так что это, безусловно, шаг вперед. Но не ура-ура!

Неземной камень

Поскольку новость попала во все ленты, напишем про нее и мы.

Формально это очередной рекорд. Это самая близкая легкая каменная планета. Важно, что это не самая близкая планета и это не планета типа Земли, то есть где могла бы быть жизнь земного типа.

Тем не менее Европейская группа открывает планеты по движению звезды вокруг центра масс. Это позволяет измерить массу планет. В данном же случае наблюдения на космическом телескопе имени Спитцера позволили увидеть и транзит. Это дало определение размеров.

Все вместе это дает определение плотности. Получилось 5–7 г в 1 куб. см, то есть планета каменная. Ее масса составляет 4–5 масс Земли. Размер, разумеется, чуть больше земного. Орбитальный период — три дня, то есть она очень близка к звезде. Там жарко. В системе еще три планеты. Все они дальше от звезды.

Инопланетный постапокалипсис

Отметим еще забавную работу.

Ее авторы рассуждают, как мы сможем обнаружить, что какая-то цивилизация замучила свою планету и погибла.

Эпиграфом могло бы быть: «Весь этот горький катаклизм, который я тут наблюдаю...»

Работа заинтересует писателей-фантастов.

Космическая линза

Благодаря наблюдениям на Хаббле, а также на Кеке впервые удалось подтвердить наличие экзопланеты по наблюдениям после события линзирования.

Звезда OGLE-2005-BLG-169L находится в балдже Галактики. В 2005 году она проявила себя в роли гравитационной линзы, усилив блеск далекой звезды. Но детальный анализ показал, что у OGLE-2005-BLG-169L есть планета. Теперь благодаря новым наблюдениям удалось не только лучше изучить саму звезду-линзу, но и определить параметры ее планеты.

Масса звезды составляет около 0,7 солнечной, а планета в 13–15 раз тяжелее Земли. Она обращается на расстоянии 3–6 астрономических единиц от звезды.