Мона Лиза с запашком

Предполагаемые останки Моны Лизы не помогут узнать, как выглядела ее улыбка в действительности

В Италии в очередной раз нашли кости женщины, которая, вероятно, изображена на картине Леонардо да Винчи «Мона Лиза дель Джокондо». Отдел науки «Газеты.Ru» рассказывает, почему нельзя быть уверенными в этом.

В 2012 году во Флоренции, в ныне заброшенном Монастыре урсулинок, откопали основание алтаря XV века. Все бы ничего, но под ним, как предполагали исследователи, была сокрыта могила Лизы Герардини, чье лицо, вероятно, изображено на картине Леонардо да Винчи «Мона Лиза дель Джокондо». Действительно, хоронить аристократов и городской нобилитет под церковными алтарями было обычной традицией того времени. А Лиза Герардини, жена купца Франческо дель Джокондо, в конце своей жизни постриглась в монахини, что увеличивало шансы на то, что под алтарем находится она. Более того, согласно документам, после 1500 года в этом монастыре были похоронены только две женщины: Мона Лиза Герардини в 1542 году и другая знатная дама — Мария дель Риччьо.

В необходимости дальнейших раскопок исследователи убедились, когда в Германии был обнаружен загадочный документ, написанный, как предполагается, секретарем Леонардо да Винчи. Он гласит, что женщина по имени Лиза действительно позировала художнику для картины.

За прошедшие три года исследователи нашли восемь отлично сохранившихся скелетов. Радиоуглеродный анализ и ДНК-экспертиза показали, что они не могут принадлежать Лизе Герардини, поскольку были захоронены гораздо позже 1542 года.

Впоследствии итальянской группе археологов под руководством профессора Силвано Винчети, который возглавляет Национальный комитет по возрождению исторического, культурного и природного наследия, удалось обнаружить еще четыре скелета. Причем обнаружили их в общинной могиле, использовавшейся для захоронений вплоть до 1545 года. Радиоуглеродный анализ показал, что к году смерти Лизы Герардини из всех находок относятся лишь фрагменты бедренной, большой берцовой кости и лодыжки.

Ученые поспешили заявить, что обнаруженные останки принадлежат Лизе Герардини. Тем не менее уверенности в этом нет.

Дело в том, что в крипте было настолько влажно, что кости пришли в такое состояние, что провести ДНК-экспертизу не представляется возможным. Причиной тому — потоп, произошедший в один из годов, когда тосканская река Арно вышла из берегов.

Несмотря на это профессор Силвано Винчети уверяет, что найденные кости соответствуют имеющимся у ученых антропологическим и архивным доказательствам.

Еще больше ученых огорчило отсутствие в крипте черепа. Фактически это ставит крест на их планах выяснить, как на самом деле выглядела Мона Лиза, возможно, разгадать тайну знаменитой улыбки и, наконец, раз и навсегда закрыть вопрос о том, была ли она моделью для знаменитой картины.

Тем временем американские журналисты из Fox News продолжают поражать профессионализмом. Едва они успели поведать о том, что в Багдаде присутствуют российские военные, как решили рассказать, что Мону Лизу нарисовал Леонардо Ди Каприо.

А итальянские исследователи во главе с Силвано Винчети продолжают надеяться, что в будущем появятся технологии, которые позволят провести ДНК-тест даже с такими поврежденными останками, которые были найдены в крипте. Многие не разделяют оптимизма ученого и вспоминают, как им аккурат к 400-летнему юбилею одного из знаменитейших художников итальянского барокко Микеланджело Меризи да Караваджо на кладбище маленького тосканского городка Порто д'Эрколе были обнаружены останки, которые, как потом выяснилось, принадлежали именно художнику.