Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Чем закончилась конференция по климату

Конференция по климату в Париже завершилась

Чем закончилась конференция по климату в Париже, почему расплакался глава французского МИД и что документ может означать для России, и как Россия на этом может заработать, разбиралась «Газета.Ru».

Основные положения документа

Итоговый документ климатической конференции, проходившей в Париже две недели, начиная с 29 ноября, по сравнению с пятницей «вырос» — оригинальный вариант на английском языке содержит 31 страниц, а не 27, как накануне. Финальное соглашение — как и говорилось ранее – предполагает, что страны должны будут не допускать повышения температуры атмосферы планеты более чем на 2°C, а в идеале повышение должно быть ограничено 1,5°C.

При этом документ предусматривает ежегодное выделение $100 млрд, начиная с 2020 года.

За тем, как страны выполняют свои обязательства по соглашению, будет следить специальная комиссия.

На представлении документа некоторые политики плакали от радости – в том числе и глава французского МИДа Лоран Фабиус.

«Финальный проект соглашения показывает, насколько большого прогресса мы добились», — заявил он.

Документ носит название «Рамочная конвенция об изменении климата». Страны-члены ООН будут подписывать его, начиная с 22 апреля 2016 года. В этот день в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке должна состояться, как говорится в русской версии документа, «церемония высокого уровня», как говорится в пункте 3 статьи I принятой в субботу конвенции.

Как проходили переговоры

Несмотря на то что Конференция ООН по вопросам климатических изменений в Париже началась на день раньше запланированного (29 ноября вместо 30-го), ее участники не смогли уложиться в заявленные сроки, и окончание мероприятия также было отложено на один день — с 11 на 12 декабря.

Один из завершающих раундов переговоров длился всю ночь с четверга на пятницу и завершился лишь около шести часов утра по парижскому времени. По окончании совещания министр иностранных дел Франции Лоран Фабиус как раз сообщил, что представит финальный текст соглашения не в пятницу вечером, как предполагал, а в субботу утром. Фабиус добавил, что хочет отдельно переговорить с представителями нескольких блоков, чтобы в итоге получился текст, «авторами которого станут все».

Переговоры проходили непросто: как сообщают участники мероприятия, госсекретарь США Джон Керри всю ночь с четверга на пятницу переходил из одной комнаты переговоров в другую, пытаясь согласовать детали финального документа с делегатами разных стран.

С богатых на бедных

Еще в пятницу представители некоторых стран заявляли, что проект перекладывает ответственность за регулирование выбросов парниковых газов с богатых стран на развивающиеся. «Мы сделали шаг назад», — сообщил представитель Малайзии Гурдиал Сингх Ниджар. По его словам, от таких стран, как Малайзия, невозможно ожидать быстрого перехода от ископаемых видов топлива к более экологичным источникам энергии.

«Мы не можем вот так за одну ночь взять и переключиться на возобновляемые источники энергии. Если не учитывать различия между разными странами, можно создать очень серьезные проблемы для развивающегося мира», — заявил Гурдиал Сингх Ниджар.

В итоге в финальной версии рамочной конвенции парижской конференции встречается большое количество слов наподобие «призывает», «рекомендует» и «на добровольной основе».

То есть механизм, что будет в том случае, если та же условная Малайзия заявит о намерении сохранить имеющийся уровень выбросов парниковых газов или даже увеличить его, в документе совершенно не прописан.

Об этом эксперты предупреждали еще накануне, отмечая, что формулировки и выражения, использованные в новом проекте, гораздо мягче по сравнению с теми, которые были использованы в предыдущих версиях документа.

Что документ значит для России

Президент США Барак Обама, комментируя субботние новости с климатической конференции в Париже, написал в своем Твиттере: ««Это грандиозно: почти все страны мира только что подписали парижское соглашение по изменению климата – благодаря американскому лидерству».


Помимо того, что основные лавры в итоговом соглашении на себя хотели бы примерить французские политики, на лидерство в области изменения климата явно претендует и Россия.

Президент РФ Владимир Путин говорил об этой проблеме в октябре на Генеральной ассамблее ООН. Выступая же на Парижской конференции, президент отметил, что Россия перевыполнила свои обязательства в рамках Киотского протокола с 1991 по 2012 год. «Усилия России позволили затормозить глобальное потепление на земле почти на год», — сказал он, отметив, что к 2030 году планируется уменьшить выбросы парниковых газов до 70% от базового уровня 1990 года.

Вероятно, данный прогноз России более чем устроит остальные страны.

Но помимо такие прогнозов Путин напомнил о своем предложении провести под эгидой ООН научный форум с целью « обсудить проблемы, связанные не только с изменением климата, но и с исчерпанием природных ресурсов, деградацией среды обитания человека».

Интересно, что выделение развитыми странами 100 миллиардов долларов на решение экологических проблем развивающимся странам, о котором говорится в принятой в субботу в Париже рамочной конвенции, может позволить часть этих средств заработать России.

Это возможно, например, в случае реализации проекта азиатской энергетической Супер-сети: которая бы соединила энергосистемы России, Китая, Японии, Кореи, Монголии и других стран, и позволила осуществлять перетоки энергии ГЭС на Востоке России в Азию.

Об этом проекте, в частности, за несколько дней до начала конференции сообщало японское деловое издание Nikkei Asian Review (принадлежит компании Nikkei, которая в 2015 году приобрела 100% издание Financial Times). В материале говорилось о том, что энергетика является одним из основных источников парниковых газов — на ее долю приходится около 37% общего объема выбросов, и что в азиатско-тихоокеанском регионе к 2030 году прогнозируется почти двукратный рост спроса на электроэнергию. По словам генерального директора крупнейшей российской частной энергокомпании EвроСибЭнергo Вячеслава Соломина, которые приводило издание, Россия располагает вторыми по размеру в мире гидроэнергетическими ресурсами, которые используются только лишь на 20%, и основная часть российского неиспользованного гидропотенциала сосредоточена на Востоке страны, вблизи к азиатским странам. «ГЭС не создают выбросы парниковых газов, себестоимость производимой энергии невысокая, гидростанции способны обеспечить стабильный уровень поставок электроэнергии, позволив активнее использовать энергию ветряных и солнечных станций, зависящих от погоды. Стремительное развитие технологий передачи энергии на сверхдальние расстояния делают проект создания азиатской Супер-сети более чем реальным», — говорилось в публикации. Важным условием для строительства новых ГЭС, как отметил Соломин, должно стать привлечение независимых авторитетных экологов к оценке проектов (подобное исследование недавно было проведено совместно с WWF, в нем было изучено воздействие перспективных ГЭС в бассейне Амура на экосистему и выявлены наиболее «экологичные» створы.

Именно на гидроэнергетику с учетом преимущественно холодного климата стоит делать ставку России: которая не столь богата другими альтернативными источниками энергии, как, например, ветряная и солнечная энергетика, на которые делают ставку Европа, США и Китай.

На Востоке России возможно создание до 30 ГВт новых гидростанций с годовым объемом производства до 150 млрд. кВтч. (для производства такого же количества энергии на угольных станциях необходимо ежегодно сжигать около 200 млн тонн угля-примеч. «Газета.Ru»).
Поставки позволят частично покрыть растущий спрос на электроэнергию в Азии, избежав строительства новой «грязной» генерации, что ограничит рост эмиссии парниковых газов в Азии и внесет вклад в борьбу с изменением климата. Представители России ведут переговоры с КНР, Японии и Кореей об инвестициях в строительство и линий электропередач для новой Супер-сети.

Более подробный анализ роли, которая Россия может сыграть по результатам парижского соглашения, должен быть проведен в ближайшее время в правительстве.

Что есть «глобальное потепление»?

Основной проблемой при формулировании проекта стало определение границ ответственности развитых стран, которые в конце ХХ века являлись основным источником выбросов парниковых газов, и развивающихся государств, «вклад» которых в загрязнение атмосферы растет наиболее быстрыми темпами. Кроме того, проект ничего не говорит о том, как развивающиеся страны должны справляться с неизбежными последствиями постепенного потепления — например, медленного, но неуклонного повышения уровня мирового океана.

«Мы говорим о глобальном потеплении как об одном из аспектов изменения климата, — говорит Владимир Катцов. — Глобальное изменение климата намного шире, чем просто глобальное потепление. Глобальное потепление — это изменение средней глобальной температуры. Следствием изменения средней глобальной температуры не так уж много что является. А вот глобальное изменение климата, которое по большей части связано с антропогенным воздействием, как уже заключила международная группа экспертов, — оно проявляется очень по-разному. Оно проявляется в том, что некие привычные погоды — они заменяются непривычными.

Отдельно взятые случаи — жаркое лето, затянувшееся предзимье — в какой степени это связывается с глобальным антропогенным изменением климата — это устанавливается научными методами.

Обычно отдельно взятый случай — наводнение на Амуре — его связь с глобальными изменениями климата установить сложно. Потому что это требует статистики и так далее. Но климат — это статистика погоды, а у нас есть возможность установить связь статистики погоды с вот этим глобальным изменением климата.

Серьезные ученые никогда не скажут, что отдельное погодное событие, например аномальная жара 2010 года, связано с изменением климата. Но то, что это не противоречит тенденции изменения климата, — так и есть».

Загрузка