Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Кто людям помогает — не тратит время зря

Как альтруизм улучшает психологическое состояние человека

Конфликты на работе, бесконечные пробки, разногласия с близкими — есть ли способ уменьшить количество стрессов и сделать свою жизнь приятнее? Отдел науки «Газеты.Ru» решил разобраться с этим вопросом в новогодние праздники.

Как часто вы бескорыстно помогаете другим? Нравится ли вам это делать и чувствуете ли вы себя после этого лучше? Журнал Clinical Psychological Science опубликовал статью о том, что бескорыстная помощь другим может избавить нас от стрессов, а также улучшить эмоциональное состояние и психологическое благополучие.

Помощь другим — не пустая трата времени

Автор исследования Эмили Анселл говорит о том, что,

делая приятные мелочи для других, мы без труда можем улучшить свой напряженный день и исправить плохое настроение.

После успешных лабораторных экспериментов, показывающих, что помощь другим позволяет справляться с собственным напряжением, ученые из медицинской школы Йельского университета решили проверить, сохраняется ли этот эффект и в повседневной жизни. Психологи провели двухнедельное исследование, в ходе которого 77 участников в возрасте от 18 до 44 лет должны были ежедневно записывать события, произошедшие в течение дня, а также свои чувства по этому поводу.

Испытуемых просили сообщать о любых стрессовых моментах, произошедших в течение дня в разных областях: работа, учеба, домашние дела, здоровье. Также людям надо было рассказывать, что полезного для других они сделали в этот день (например, помогли кому-то донести тяжелые сумки, выполнить задание на работе или даже просто придержали дверь в общественном транспорте). Помимо этого, участников просили оценить свое психологическое состояние по шкале от 0 («плохо себя чувствую») до 100 («чувствую себя превосходно»).

Результаты исследования показали, что

помощь другим улучшала психологическое состояние участников эксперимента. Чем больше испытуемые помогали кому-то, тем выше поднимались показатели их положительных эмоций и психического благополучия.

Наблюдалась и обратная зависимость: чем меньше люди помогали кому-то в течение дня, тем выше было напряжение и уровень негативных эмоций участников.

Эмили Анселл удивляется тому, насколько однородный эффект был получен по результатам всей выборки. По ее словам, если участники помогали другим в достаточно напряженные и нагруженные дни, стрессу все равно не удавалось нивелировать положительный эффект от помощи окружающим.

Альтруизм по предписанию врача

В дальнейшем исследователи планируют расширить данное исследование для определения, обладает ли этот феномен культурными и этническими особенностями. Особенно важным ученые считают выяснение того, будет ли активное привлечение окружающих к совершению добрых дел способствовать дальнейшему улучшению настроения и психического здоровья. Это помогло бы уточнить, может ли предписание просоциального альтруистичного поведения помогать справляться с напряжением людям, часто испытывающим высокие стрессы и подавленное настроение.

Выводы данного исследования подтверждают ряд полученных психологами результатов о потребности человека в альтруизме как об одной из важнейших составляющих, реализуемой в общении.

Чем меньше свидетелей, тем лучше

Психологи уверены, что потребность в милосердии, альтруизме и бескорыстном поведении формируется в результате «помогающего поведения» другим и повышает самооценку человека, позволяя пережить чувствa причастности к добрым делам и человеческого сопереживания.

Впрочем, альтруистичное поведение может преследовать и корыстные цели, а на его проявление иногда оказывают влияние ситуативные факторы и личностные черты.

Так, Биб Латане и Джон Дарли еще в 1968 году обнаружили, что количество очевидцев влияет на проявление помогающего поведения. На первый взгляд может показаться, что большое число свидетелей как бы «поощряет» человека проявлять свои лучшие качества и оказывать окружающим помощь, однако на самом деле все происходит наоборот.

Если место происшествия окружает толпа, каждый человек думает: почему помогать должен я, когда вокруг так много других людей?

В одном из проведенных учеными экспериментов участникам-студентам предлагали обсудить тему адаптации высококонкурентной университетской жизни и рассказать о личных проблемах, а для удобства и меньшего стеснения их рассаживали по разным комнатам. Каждый участник по очереди имел возможность говорить в микрофон в течение двух минут, затем микрофон переключали на другого участника. Испытуемые были убеждены, что находятся в группе из двух, трех или шести человек, просто не видят остальных собеседников.

На самом деле участник всегда был один и «говорил» с голосами на пленке. Исследователи посчитали, что ситуация несчастного случая наглядно смогла бы показать схему действия людей в разных по численности группах. Первый из записанных на пленку участников между делом признавался собеседнику в своей первой речи, что у него случаются приступы эпилепсии после пережитого стресса. Чуть позже у этого студента якобы начинался приступ. Для испытуемых это выглядело убедительно — как несчастный случай. Далее исследователи фиксировали, сколько участников и в какие временные сроки решали помочь «бедняге» и бежали сообщать экспериментаторам о случившемся. Результаты показали:

чем больше в группе членов, тем больше задержка во времени помощи. В группе с двумя участниками (когда испытуемый был один на один с эпилептиком) помощь оказывалась менее чем за минуту в 100% случаев.

В группе из трех человек — в 85% случаев, средняя задержка составляла более трех минут. В группе из шести человек — 60%, задержка — более четырех минут.

Кроме того, ученым известно: переживание успеха повышает желание людей помочь другим, переживание же неудачи его ослабляет. А вот водители автомобилей охотнее берут с собой попутчиков, путешествующих автостопом, если те смотрят им в глаза при разговоре.

Счастливые помогают чаще

Если говорить о влиянии личностных черт на склонность человека к альтруизму, то составить их исчерпывающий список весьма сложно. Определенные закономерности выявить все-таки можно: например, в 1991 году группа исследователей обнаружила, что

наиболее склонны к альтруистичному поведению и помощи другим высокоэмоциональные, эмпатичные люди, а также те, кто склонен к самостоятельному принятию решений и имеет высокий самоконтроль.

Женщины и связанные с религией люди проявляют альтруистичное поведение чаще остальных — так же, как и счастливые люди.

Так или иначе, феномен альтруизма раскрыт еще не полностью и, возможно, дальнейшие исследования откроют много нового в этой области. Кто знает, может, в ближайшее время мы научимся полностью минимизировать ущерб от стрессов и эмоциональных перегрузок посредством помощи окружающим нас людям.

Загрузка