Пропала голова Шекспира

Похищен череп Уильяма Шекспира

Британские ученые просканировали могилу Шекспира и обнаружили, что в ней нет черепа драматурга. О том, зачем могли украсть голову классика и почему автор «Ромео и Джульетты» завещал жене «вторую по качеству кровать со всеми принадлежностями», рассказывает отдел науки «Газеты.Ru».

На могильной плите великого драматурга Уильяма Шекспира написано: «Друг, ради Господа, не рой останков, взятых сей землей; нетронувший блажен в веках, и проклят — тронувший мой прах». Именно из-за этой фразы британские ученые долгое время боялись исследовать останки классика. Тем не менее недавно эксперты нашли выход из сложившейся ситуации — они просканировали могилу Шекспира с помощью радара. Этот метод позволил суеверным ученым не прикасаться к останкам.

Сканирование приурочили к 400-летию со дня смерти Шекспира.

В ходе исследования британские ученые выяснили: из могилы исчез череп драматурга. «Мы предполагаем, что кто-то однажды пришел и выкрал череп Шекспира», — заявил Кевин Коллз, руководитель археологической группы. По мнению Коллза, череп был украден людьми, которые хотели его изучить и понять причины гениальности автора «Ромео и Джульетты» и «Короля Лира».

Слова ученого подтверждают версию, согласно которой голова драматурга была похищена еще в 1794 году. Впервые эта гипотеза появилась на страницах журнала Argosy в 1879 году, однако впоследствии ее посчитали ложной.

Кража черепа — не такой уж редкий случай в истории. Так, например, голова была украдена из могилы австрийского композитора Йозефа Гайдна. Однако череп музыканта все-таки был найден в ХХ веке. Воссоединив его с телом, останки захоронили в Айзенштадте, в Австрии.

В ходе исследования британские археологи также выяснили, что после смерти Шекспира положили в землю без гроба. Более того, ученые подтвердили: могила драматурга находится на глубине менее одного метра под полом церкви. «Скорее всего, тело классика было завернуто в саван», — добавляют авторы исследования.

Уильям Шекспир скончался 23 апреля 1616 года. Существует весьма распространенное мнение, что драматург умер в свой день рождения — однако историки подвергают этот факт сомнению. Драматурга похоронили в стратфордской церкви Святой Троицы.

Большую часть своего недвижимого имущества драматург завещал своей старшей дочери Сюзанне, а вот супруге Энн Шекспир оставил «вторую по качеству кровать со всеми принадлежностями».

Некоторые ученые утверждают, что своим последним желанием классик хотел оскорбить супругу. С ними спорят другие эксперты, утверждающие, что «вторая по качеству кровать» — это семейное ложе.

До начала исследования британские ученые рассматривали версию, что под надгробиями располагается семейный склеп, а также предположение, что могила Шекспира на самом деле пуста.

Кстати, два дня назад другая группа британских ученых заявила о создании интерактивной 3D-модели могилы и скелета короля Англии Ричарда III.

Цифровая реконструкция может вращаться, и любой интернет-пользователь сможет осмотреть ее со всех сторон.

Создание 3D-модели приурочено к первой годовщине перезахоронения Ричарда III. Год назад останки короля были торжественно перезахоронены в Лестерском соборе — в церемонии приняли участие архиепископ Кентерберийский, местные священнослужители и представители мировых религий.