Как правильно выбрать обручальные кольца

Как ходить в магазин по науке

О том, как правильно ходить в магазин за продуктами и обручальными кольцами, необходимо ли составлять список покупок, зачем нашему мозгу нужны необычные дела и при чем здесь голодный желудок, рассказывает отдел науки «Газеты.Ru».

Ученые часто говорят о положительных сторонах шопинга — так, недавно исследователи из Вермонта выяснили, что покупки могут даже помочь курящим беременным женщинам распрощаться с вредной привычкой. В том, как правильно ходить по магазинам, выбирать вкусное вино и не стать шопоголиком, разбирался отдел науки «Газеты.Ru».

Вдыхать новые ароматы и писать левой рукой

Отправляясь в супермаркет, мы не всегда составляем список продуктов, которые необходимо купить. Группа ученых из Католического университета Португалии решила исследовать, насколько покупатели могут полагаться на свою память. С текстом работы можно ознакомиться в Journal of Consumer Psychology.

Португальские ученые проанализировали поведение более 700 покупателей в различных ситуациях. Одна из ситуаций заключалась в следующем: добровольцам давали прочитать список из наименований различных овощей и фруктов. Половина испытуемых получила списки, включавшие такие ежедневные продукты, как капуста брокколи, бананы и яблоки. Другой половине португальцев достались списки с необычными для них продуктами — кокосами, инжиром, свеклой.

В ходе эксперимента ученые старались запутать добровольцев — в частности, перед походом в магазин их просили прочитать рассказ или стихотворение, чтобы те забыли, что значится в списке.

Участники, которым нужно было купить ежедневные продукты, не испытывали никаких трудностей и быстро справлялись с поручением. А вот добровольцам, которым нужно было купить кокосы и инжир, долго не могли вспомнить, за чем именно они пришли в магазин. Некоторым участникам эксперимента пришлось несколько раз обойти супермаркет, чтобы вспомнить, что им было поручено приобрести.

«Мы часто полагаемся на нашу память, чтобы выполнять ежедневные рутинные дела. Эти «задания» вспоминаются легко, в то время как непривычные, необычные дела восстановить в памяти сложно. Для того чтобы улучшить процесс мозговой деятельности, важно уделять особое внимание менее обычным делам в своей повестке дня», — объясняют авторы исследования.

Для достижения этой цели ученые и врачи разрабатывают специальные комплексы упражнений, которые заставляют мозг отказаться от привычных действий и изменить известную стратегию, начать делать что-то принципиально новое.

Так, профессор нейробиологии Лоуренс Кац из США разработал комплекс упражнений под названием «нейробика».

Эти упражнения направлены на стимуляцию мозга, а их суть состоит в том, чтобы по-новому задействовать наши органы чувств в процессе привычной деятельности. Например, правшам ученые советуют писать левой рукой, а левшам — правой. Кроме того, специалисты предлагают постоянно вдыхать новые ароматы, ходить неизвестными маршрутами, перестать использовать в речи любимые слова и выражения, смотреть телевизор без звука.

Какое вино вкуснее

Покупатели нередко представляют интерес для исследователей — например, немецкие психологи провели эксперимент, в ходе которого мужчинам и женщинам давали пробовать дешевое и дорогое вино. Экспериментаторы сообщали добровольцам, что указанная стоимость напитка не всегда корректна.

Оказалось, что большая часть людей верит: если товар стоит дорого, то его вкусовые качества существенно выше.

Кроме того, ученые проанализировали активность мозга участников эксперимента и обнаружили ее рост в вентромедиальной области префронтальной коры, то есть в тех участках мозга, которые отвечают за наслаждение.

Известно также, что в продуктовый магазин лучше не ходить на голодный желудок и во многом это связано с запахами еды. Канадские ученые выяснили, что ароматы могут помочь владельцам универмагов повлиять на поведение покупателей, заставить их провести больше времени в торговом зале и, как результат, купить больше товаров. Для этого исследователи проверяли реакцию людей в помещениях разного размера и с разной ароматизацией.

Опыт показал, что люди чувствовали себя спокойно в тесном помещении, если там пахло природой, например морским бризом.

В помещениях, где много пустого пространства, человеку приятнее ощущать запах дома — готовящейся еды или горящих в камине дров.

Спорт и обручальные кольца

На желание покупателя забрать с собой половину содержимого магазина может оказать влияние не только аромат — последнее исследование психологов из университета Колорадо в Боулдере, опубликованное в журнале Judgment and Decision Making, показало, что многие руководствуются чувствами в процессе шопинга. То есть покупатели не экономят на товарах, так или иначе связанных с любовными переживаниями и сентиментальными моментами. В качестве эксперимента посетителям свадебных шоу в Боулдере предложили выбрать одно из двух обручальных колец,

и абсолютное большинство указало на дорогой вариант.

Помимо предпочтений покупателей ученых интересует, как люди становятся подвержены шопоголизму. Американские психологи провели исследование, основная идея которого заключается в том, что шопинг — это спорт. Большинство шопоголиков вполне могут себе позволить купить вещь по ее полной цене, но особое удовольствие они получают, когда «охотятся на вещи в период распродаж.

Подобно спортсменам, которые помнят свои достижения, шопоголик со стажем легко вспомнит историю своих выгодных покупок.

Кроме того, шопинг похож на спортивное состязание, потому что оба занятия предполагают построение тактики: в первом случае это может быть расчет дистанции и времени бегуном, тогда как во втором — подсчет нужного времени, места и стратегического запаса средств.