Размер шрифта
Новости
Размер шрифта
А

Таз рассказал о родах

Ученые рассказали, как меняется форма женского таза в течение жизни

В возрасте, оптимальном для рождения ребенка, строение женского таза может несколько изменяться, выяснили ученые. Есть ли решение у «акушерской дилеммы» и когда женский организм более всего подготовлен для продолжения рода, рассказывает отдел науки «Газеты.Ru».

Сколько бы ни бились ученые над исследованием природы, постоянно совершенствуя свои методы, она все равно остается самой большой загадкой. Исследователи до сих пор не перестают удивляться тому, как все продуманно и организованно в живом мире.

Антропологи и биологи из Швейцарии и Бельгии в ходе совместных исследований обнаружили свидетельства того, что форма и размер таза у женщин может меняться, адаптируясь к появлению потомства. Ход исследований и анализ полученных данных опубликованы в последнем издании журнала Proceedings of the National Academy of Sciences.

Строение человеческого таза причислено к половому диморфизму, то есть отличает самцов и самок друг от друга. Как правило, бедра у женщин шире и более округлой формы, чем у мужчин.

Изучая строение женского скелета, ученые выдвинули гипотезу так называемой акушерской дилеммы. С одной стороны, женский таз должен быть сравнительно широким, чтобы облегчать появление малышей на свет, которые при правильном расположении в утробе идут головой вперед. С другой стороны, узкий таз облегчает человеку прямохождение. Недавно данную гипотезу оспорили на основе биомеханических и биокультурных показателей, а также процессах обмена веществ. Однако до появления последних исследований швейцарских и бельгийских ученых оставалось неясным, какие именно факторы отвечают за различия формы и размеров таза у взрослых мужчин и женщин.

Приступая к научной работе, исследователи выдвинули следующее предположение: в течение жизни строение таза у женщин специально меняется, облегчая рождение детей. Чтобы проверить собственную гипотезу, группа ученых пригласила к участию в исследованиях 275 женщин разного возраста вплоть до 95 лет. Авторы работы использовали методы компьютерной томографии, а также занимались геометрической морфометрией, то есть анализировали соотношение размеров и форм частей таза. Полученные данные сравнивались с уже имеющимися сведениями по строению таза у мужчин.

Полученные результаты показали, что до наступления пубертатного периода строение таза у мальчиков и девочек практически не дает различий, а все изменения протекают одинаково.

С началом активного полового развития, которое у некоторых девочек наступает уже в возрасте 10 лет, изменение формы и размера женского таза происходит по своим уникальным законам.

Процессы, подготавливающие женский организм к рождению детей, завершаются приблизительно к 25 годам. Ученые отмечают, что период, когда различия в строении таза у женщин и мужчин наиболее заметны, совпадает с пиком способности к деторождению. Как сообщают исследователи, у женщин такой возраст наступает в среднем от 25 до 30 лет. Биологи заметили любопытную особенность: в возрасте от 40 до 45 лет строение женского таза продолжает развиваться, однако изменения вновь протекают по аналогии с мужскими. Преобразования приводят к сокращению размеров родовых путей (родовые пути — канал, образуемый костями малого таза и расположенными в нем мягкими тканями, через который проходят плод и плацента во время родов).

Швейцарские и бельгийские ученые предполагают, что все изменения формы и размера женского таза, зависящие от возраста, могут быть связаны с выработкой гормонов в период полового созревания и до начала менопаузы. По мнению биологов, самое активное участие принимает эстрадиол, который входит в группу женских половых гормонов — эстрогенов. Именно от него зависит, насколько округлыми будут очертания женской фигуры. Нередко эстрадиол называют «гормоном беременности», так как он регулирует кровообращение в полости таза, руководит увеличением размеров матки, а также отвечает за образование плаценты.