Shutterstock

После менопаузы конкуренция выше

Что заставляет женщин конкурировать

Кристина Жукова

Почему после наступления менопаузы женщины лучше соревнуются, в чем преимущество школ с раздельным обучением девочек и мальчиков, зачем нужны скидки на репетиторов в офисах, рассказывает отдел науки «Газеты.Ru».

Женщины конкурируют меньше, чем мужчины, — именно так принято объяснять отсутствие женского пола на руководящих должностях в подавляющем большинстве организаций. Однако китайские ученые нашли стимул, из-за которого слабый пол готов соревноваться наравне с мужчинами.

Ученые из Гонконгского университета науки и технологии и Университета Сан-Франциско провели эксперимент и выяснили, что ради детей женщины состязаются наравне с мужчинами. Исследование опубликовано в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

В других исследованиях выявили меньшую склонность женщин конкурировать на работе. Это были классические экономические эксперименты, где наградой служили деньги. После выполнения заданий участников просили выбрать между сдельной оплатой за отработанное время (она была бы у всех одинаковой) и оплатой за правильные ответы.

Мужчины чаще выбирали второй вариант, женщины — первый.

Желание получить деньги за качество своей работы символизирует, по мнению экономистов, стремление конкурировать.

Ученые отмечают, что это половое отличие связано с культурой и воспитанием. В обществах, где родство велось по женской линии и семья проживала в общинах жены (а не мужа), женский пол конкурировал не хуже мужского. Кроме того, недавнее исследование показало, что в женских школах девочки соревнуются за наличность не хуже мальчиков (в отличие от девочек из смешанных школ).

Известна и роль гормонов: женщины после менопаузы больше склонны к конкуренции, чем молодые девушки.

Исследователи предположили, что женщины будут больше состязаться, если приз будет непосредственно указывать на выгоду для ребенка. В качестве такого приза они использовали ваучер для книжного магазина.

Эксперимент проходил в Шанхае, а китайцы уделяют огромное внимание образованию: школьные учебники и пособия составляют 65% рынка издательского дела. По словам шанхайских учителей, родители, скорее всего, потратили бы ваучеры не на себя, а на покупку книг для детей, в особенности сборников для подготовки к различным тестам. 85% родителей признались, что хотели бы потратить ваучеры на нужды детей (так ответили 83% матерей и 87% отцов).

В эксперименте приняли участие 358 родителей школьников. Участникам предлагали выполнить задания, и в награду они получали либо наличность, либо ваучер для книжного магазина. От участников требовалось решить как можно больше примеров за три минуты.

В обеих группах люди должны были выбрать между сдельной оплатой или оплатой за правильные ответы. Эксперимент состоял из шести этапов: первые четыре должны были пробудить желание соревноваться.

Когда наградой были деньги, женщины выигрывали на 10% меньше мужчин. Когда наградой были ваучеры, то разница почти отсутствовала (женщины выступили на 3% лучше). При этом у матерей с высокими способностями заработок увеличился на 8,5% при оплате за правильные ответы по сравнению со сдельной.

По мнению ученых, чтобы избавиться от полового неравенства на рынке труда, нужно использовать школьные ваучеры, развивающие программы во внешкольное время, скидки на репетиторов, детские сады на работе. Такая система поощрений заставит женщин достигать больших высот в карьере.