Хулиганство кроется в висках

Ученые просканировали мозг непослушных подростков

Ученые просканировали мозг хулиганов и нашли в нем необычные отклонения. Чем послушные подростки отличаются от непослушных и за что отвечает орбитофронтальная кора головного мозга, разбирался отдел науки «Газеты.Ru».

«Недавно ученые открыли, что на свете бывают непослушные дети, которые все делают наоборот», — писал Григорий Остер в предисловии к своим «Вредным советам». Про ученых автор, конечно, шутил. Однако сейчас, спустя несколько десятилетий со дня выхода в свет «Вредных советов», международная команда исследователей выяснила, чем именно непослушные дети отличаются от послушных. С текстом работы можно ознакомиться в научном издании Journal of Child Psychology and Psychiatry.

В ходе исследования ученые из Кембриджского и Саутгемптонского университетов и римского Университета Тор Вергата просканировали с помощью магнитно-резонансной томографии мозг 58 непослушных подростков в возрасте от 16 до 21 года. У всех участников эксперимента наблюдалось расстройство поведения — устойчивая неспособность контролировать себя в соответствии с установленными в обществе нормами. В повседневной жизни добровольцы часто проявляли агрессию, лгали, не слушались старших и воровали.

Кроме того, они были слишком обидчивы, мстительны, драчливы, порой убегали из дома, часто пребывали в депрессии и легко выходили из себя.

Затем ученые просканировали мозг 25 подростков (также в возрасте от 16 до 21 года), у которых не наблюдалось проблем с поведением. Ученые пришли к выводу: мозг хулиганов сильно отличается от мозга послушных подростков. В частности, орбитофронтальная кора головного мозга — участок, принимающий участие в принятии решений, — была у них толще, чем у детей, не страдающих от расстройства поведения. Кроме того, у хулиганов височная доля, отвечающая за память, анализ речевых звуков, восприятие вкусовых и обонятельных ощущений, оказалась также плотнее, чем у послушных подростков. При этом обе области головного мозга у агрессивных молодых людей были развиты слабее, чем у их сверстников, не демонстрирующих антисоциального поведения. По словам ученых, именно эти аномалии вызывают агрессию и обидчивость.

«В ходе исследования мы поняли, что расстройство поведения — это реальное психическое заболевание, которое нуждается в лечении, а не форма подросткового бунта, как считают некоторые врачи, — комментируют авторы работы. — И если раньше считалось, что оно может быть связано только с неправильным функционированием миндалевидного тела, то теперь мы выяснили:

расстройство поведения связано и с другими областями головного мозга».

Затем ученые решили провести еще один эксперимент, в котором приняли участие 37 других непослушных подростков в возрасте от 13 до 18 лет, а также 32 парня, у которых не было выявлено проблем с поведением. В результате МРТ-сканирования авторы работы пришли к точно таким же выводам, как и в первом эксперименте. Кроме того, они выяснили, что у подростков, которые не могли контролировать свое поведение с раннего детства, утолщения были более выраженными, чем у подростков, только недавно столкнувшихся с расстройством поведения.

По словам Грэма Фейрчайлда из Саутгемптонского университета, в будущем ученые собираются проводить больше исследований по этой теме. «Мы надеемся, что сможем узнать, какие факторы приводят к утолщениям в орбитофронтальной коре и височной доле головного мозга, которые, в свою очередь, провоцируют антисоциальное поведение у детей и подростков», — резюмирует нейробиолог.

По словам ученых, в одной только Великобритании каждый двадцатый подросток страдает от расстройства поведения. Среди мальчиков заболевание встречается в 3 раза чаще, чем среди девочек. Расстройству поведения часто сопутствуют гиперактивность, сниженный IQ, плохие моторные навыки, плохая память, а также обсессивно-компульсивное расстройство — заболевание, при котором человек страдает от навязчивых мыслей, воспоминаний, движений и действий.

На данный момент с расстройством поведения ученые предлагают бороться с помощью семейной терапии, индивидуальной психотерапии, а также медикаментозного лечения и диеты.

В частности, агрессивным детям и подросткам врачи прописывают препараты лития — психотропные лекарственные средства, называемые «стабилизаторами настроения». Правда, у «стабилизаторов» есть ряд побочных эффектов — головокружение, тремор пальцев рук, ощущение усталости, жажда и сильная сонливость.