Размер шрифта
Новости
Размер шрифта
А

Индивидуальные башни древних червей

Древние черви строили дома на морском дне

Водоросли Margaretia оказались домами червей, живших 500 млн лет назад. Для чего черви в ходе эволюции покинули свои убежища и зачем им были нужны жабры, рассказывает отдел науки «Газеты.Ru».

В 1835 году английский исследователь Адам Седжвик ввел понятие кембрия — геологического периода, начавшегося 541 млн лет назад. Во время кембрия началась знаменитая революция в животном мире, именуемая кембрийским взрывом, и именно в этот период расцвета достигли черви Oesia disjuncta, относящиеся к типу полухордовые. Сейчас ученые из Канады и Великобритании провели исследование и выяснили: жившие примерно 500 млн лет назад Oesia disjuncta строили себе дома в виде трубок. С текстом исследования можно ознакомиться в научном журнале BMC Biology.

В ходе работы ученые проанализировали остатки червей, недавно обнаруженные недалеко от Канадских Скалистых гор (горный массив на западе страны). «Мы изучали и другие остатки Oesia disjuncta — но они не отличались такой хорошей сохранностью», — комментируют авторы исследования.

Черви Oesia disjuncta, известные науке уже более ста лет, достигали 53 мм в длину и не более 10 мм в ширину.

Исследователи палеонтологической летописи кембрия выяснили: большинство Oesia disjuncta жили в трубкообразных домах, плотно закрытых с обеих сторон и прикрепленных к субстрату. Дома, похожие, по словам ученых, на «узкие трубы дымохода», были достаточно просторные (некоторые из них достигали 50 см в высоту) и в два раза более широкие, чем сами черви, — ученые считают, что те в них могли спокойно передвигаться. Размеры дома позволяли занимать его даже двоим Oesia disjuncta, однако то, что все входы в башни были заделаны, свидетельствует: кембрийские черви предпочитали жить в одиночестве. «В каждом трубкообразном доме обитал только один червь, что говорит об их одиночном образе жизни», — комментируют авторы исследования.

Жилища Oesia disjuncta были покрыты порами разного размера и разной формы — круглыми, ромбообразными, овальными. Именно через них черви получали воду, которую фильтровали перед употреблением (все тело червей покрывали U-образные жабры для фильтрации воды). Жабры, кстати, есть у всех вторичноротых, даже у людей на ранней стадии эмбрионального развития. Таким образом ученые выяснили, что Oesia disjuncta являлись вторичноротыми и, вероятно, самыми примитивными представителями этой группы. «Исследование показало, что наш древнейший предок был фильтратором, питающимся путем всасывания воды через отверстие в его «доме», — резюмируют авторы исследования.

По словам ученых, «дома» помогали червям маскироваться на подводном дне.

Интересно, что ранее жилища червей палеонтологи ошибочно принимали за водоросли. Еще в 1920 году ученые высказали предположение, что трубкообразные сооружения — не что иное, как низшие растения, чье происхождение оставалось загадкой. «Водорослям» даже дали название — Margaretia.

Ученые выдвигают гипотезу: в ходе эволюции Oesia disjuncta решили покинуть свои дома и стали зарываться в грунт, где не было большого количества хищников. «Это история о дарвиновской конкуренции — хищников стало больше, жить стало труднее, — комментируют ученые. — Поэтому они отказались от трубки и сменили место обитания». Современные кишечнодышащие, обитающие преимущественно на морских мелководьях, продолжают вести одиночный образ жизни и питаются остатками животных и растений.

По мнению авторов работы, результаты их исследования помогут пролить свет на самые ранние стадии эволюции предков человека.