В Америку пришли другим путем

Ученые отвергли общепринятую теорию заселения Америки

Первые переселенцы, пришедшие в Америку из Сибири, не могли пройти тем маршрутом, который считался наиболее вероятным. Они просто умерли бы с голоду, доказали ученые, предположив, что заселение шло раньше и другим маршрутом.

Согласно существующим теориям, заселение Американского континента во время последнего ледникового периода происходило из Сибири через Берингию — часть суши, когда-то соединявшую Евразию и Америку.

Однако последние исследования опровергают принятую гипотезу и доказывают, что предполагаемый путь расселения был «биологически невозможен».

Считается, что первые переселенцы сначала пересекли существовавший перешеек между Сибирью и Аляской, однако затем уперлись в два непроходимых ледяных щита, которые задержали их продвижение на юг. Когда эти два ледника расступились, между ними образовался узкий проход, позволивший людям продвигаться дальше. Проход этот находился на территории современной Канады, его длина составляла 1500 км.

С этим общепринятым представлением решила поспорить международная команда ученых, опубликовавшая результаты исследования в престижном журнале Nature.

Исследователи под руководством Эске Уиллерслева из Университета Копенгагена решили выяснить,

могли ли переселенцы из Сибири физически пройти через открывшийся перед ними проход.

По их мнению, 14–15 тыс. лет назад люди не могли преодолеть эту часть суши, потому что там не было достаточного количества растений и животных, необходимых для пропитания первобытных мигрантов.

В ходе исследования ученые изучили керны — образцы осадочных пород из скважин со дна озера Чарли и озера Спринг. Проанализировав содержание в образцах пыльцы и древней ДНК, они выяснили, что до 12,7 тыс. лет назад в этих местах росли только редкие травянистые растения.

Анализ не выявил никаких следов млекопитающих.

По их расчетам, чуть позднее, 12,6 тыс. лет назад, в Берингии появились бизоны, а спустя 200 лет — мелкие млекопитающие вроде зайцев и полевок. А еще позже на территории перешейка появились первые мамонты, лоси и белоголовые орланы. «Как раз на бизонов и мамонтов часто охотились палеоиндейцы», — комментируют авторы исследования.

По их мнению, через Берингию действительно шла миграция в Америку из Сибири, однако это случилось не 15 тыс. лет назад, а позднее. Первые же американцы проникли на континент из другого места. Из какого — ученым только лишь предстоит узнать.

Кем были первые люди, заселившие Северную Америку, остается до конца неизвестным. Археологи сходятся на том, что среди них были и представители доисторической палеоиндийской культуры Кловис, первые следы которой появляются более 13 тыс. лет назад. Именно их принято считать предками всех аборигенных народов Северной и Южной Америки.

Однако, кем бы ни были эти первые переселенцы, в момент их появления на Северо-Американском континенте коридор для их дальнейшего продвижения на юг был закрыт.

«Главная мысль в том, что, хотя физический коридор открылся 13 тыс. лет назад, еще несколько столетий потребовалось, чтобы люди могли его использовать, — пояснил Уиллерслев. — Это означает, что первые люди, пришедшие на территорию современных США, Центральной и Южной Америки, должны были использовать другой путь. Кем бы они ни были — Кловис или кто-то еще, — они просто не могли пройти этот коридор, как считалось ранее».

В пользу того, что Америка была заселена ранее и другим маршрутом, например по береговой линии Тихого океана, говорят последние археологические находки, указывающие на то, что первые люди появились в Южной Америке уже 14,7 тыс. лет назад.

Осторожно просит относиться к выводам ученых кандидат биологических наук, доцент кафедры антропологии биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Станислав Дробышевский.

«Были и другие исследования этого коридора, — рассказал он «Газете.Ru». — И до сих пор они показывали наличие и растений, и животных. Так что исследование интересное, но совсем «все точки» оно расставить не может. Ведь это исследование только пары мест, а вся территория там была громадная. И кто сказал, что тем людям нужны были именно бизоны? Как-то эскимосы и юкагиры живут без бизонов, и ничего. Сейчас большинство ученых считают, что были-таки две миграции — по суше и вдоль берега Тихого океана. Это не считая эскимосов».