Как разобраться в гепатитах

От каких гепатитов вылечиться можно, а от каких — нельзя

Как возникают разные виды гепатитов и как от них лечиться, отделу науки «Газеты.Ru» рассказал ведущий научный сотрудник Института молекулярной биологии им. В.А. Энгельгардта РАН Александр Иванов.

Группа вирусных гепатитов состоит из пяти вирусов, которые обозначаются буквами А, B, C, D и Е. Раньше ученые еще выделяли гепатит G, но довольно быстро поняли, что этот вирус вызывает совершенно другое заболевание.

Кто такие вирусы гепатитов А и Е?

Вирусы гепатитов А и Е относят к группе вирусов с энтеральным механизмом заражения. Он подразумевает инфицирование «через рот». Они являются наименее опасными с точки зрения пациента. Эти вирусы всегда вызывают острое заболевание, никогда не переходящее в хроническое.

Гепатит А — это болезнь Боткина, или «болезнь грязных рук», она возникает при употреблении грязной пищи или воды.

Пациент с гепатитом А или Е практически всегда выздоравливает, и у него появляется пожизненный иммунитет к инфекции. Однако осложнением может стать фульминантный гепатит, представляющий собой острый некроз печени. В таком случае появляется печеночная недостаточность, часто приводящая к смерти пациента.

Специфического лечения гепатитов А и Е нет. Однако существуют эффективные и безопасные профилактические вакцины. Прививка от гепатита А была изобретена давно, правда, ее в нашей стране нет в календаре прививок. Известно, что при вспышках гепатита А практически не происходит инфицирования тех, кто привит от этой инфекции. И я, например, привит.

Гепатит Е — более редкий в развитых странах гепатит со сходным путем инфицирования. Против этого вируса в Китае была создана вакцина несколько лет назад, но до сих пор она утверждена лишь в этой стране.

Гепатиты B и C

Есть еще вирусы гепатитов B и С, которые относятся к группе парентеральных инфекций. Инфицирование ими происходит через кровь: при внутривенном употреблении наркотиков, медицинских процедурах при использовании некачественно стерилизованных инструментов, инфицированной крови при переливаниях и так далее. Вирусы гепатитов В и С в большинстве случаев вызывают хроническое заболевание печени.

По современным оценкам, в мире насчитывается около 240 млн человек с хроническим гепатитом В.

Риск хронизации инфекции при инфицировании вирусом гепатита В различается в зависимости от возраста пациента: у малышей до года он составляет более 90%, тогда как у взрослых не превышает 5%. Опасность хронического гепатита В заключается в том, что почти у трети пациентов развивается цирроз и/или рак печени.

Против вируса гепатита В ученые разработали профилактическую вакцину, которая безопасна и очень хорошо защищает от инфицирования. Она основана на белке, а не на инфекционном материале и хорошо переносится людьми. Интересно, что сейчас есть и комбинированная вакцина от гепатитов А и B.

Вирус гепатита С был открыт позже всего — в 1989 году, я тогда во втором классе был. Этот вирус крайне сложен для лабораторных исследований. В случае с другими вирусами ученые обычно берут клеточную линию и пытаются ее инфицировать. А вирус гепатита С, как оказалось, не способен развиваться практически ни в какой стандартной линии клеток. В общем, исследования вируса гепатита С сильно тормозились.

Неполную клеточную модель удалось получить лишь в 1999 году.

А полная инфекционная модель появилась только в 2005-м — совсем недавно. Но к настоящему моменту ученым известны все ключевые механизмы развития инфекции в клетке: от заражения до сборки новых вирусных частиц.

Нам известно, что это очень распространенный вирус. Почему? Скорее всего, потому, что в большинстве случаев болезнь начинается бессимптомно. Сейчас, по разным данным, хронический гепатит С есть у 130–150 млн человек. В России, по некоторым данным, им болеют до 3% населения. В 4/5 случаев гепатит С становится хроническим. И даже в хронической стадии этот вирус может быть бессимптомным — и диагностировать его можно только по специальным тестам.

Как и гепатит B, гепатит C крайне опасен: он часто приводит к фиброзу и циррозу печени. А у ряда пациентов в конечном итоге — к раку. Насколько я знаю, лечение рака печени не очень эффективно и от него можно спастись только трансплантацией. Считается, что до 80% всех пациентов с циррозом и раком печени — это больные хроническими гепатитами В и С. Есть данные, согласно которым даже у пациентов, выздоровевших после гепатита С, есть повышенный риск получить цирроз или рак печени.

Как лечиться от гепатитов B и C?

Гепатит B лечится достаточно плохо. То есть его легко подавить, но почти невозможно вылечить, потому что у него есть так называемая сссDNA — двуцепочечная кольцевая ДНК. И пока неизвестно, как ее изъять из уже инфицированных клеток. Для подавления инфекции используется несколько типов веществ: нуклеозидные аналоги и интерферон альфа и его пэгилированные формы. Однако они работают далеко не всегда.

Недавно против гепатита B был разработан препарат, основанный на ингибировании рецептора клетки, с которым взаимодействует вирус. В начале 2000-х годов ученые впервые нашли клеточную линию, которая воспроизводит полный цикл вируса гепатита B, и выявили рецептор NTCP — рецептор желчных кислот. И выяснилось, что при взаимодействии с этим рецептором в организм попадает вирус гепатита В. Тогда исследователи взяли пептиды, имитирующие фрагмент вирусного белка, который отвечает за связывание с ним, и разработали препарат, который проходит сейчас клинические испытания.

Однако все эти препараты не могут излечить больных с хроническим гепатитом В.

В отличие от гепатита В, гепатит С можно вылечить. Он очень хорошо сейчас поддается лечению. Излеченными считаются пациенты, у которых через 24 недели после окончания терапии не обнаруживается вирусной РНК чувствительными тест-системами. В 2000-х годах терапия была построена на интерфероне альфа — лечение длилось до 48 недель, было очень тяжелым для пациента и малоэффективным. Спустя шесть месяцев пациента проверяли, если у него вируса не было, пациент считался полностью здоровым. Затем учеными были разработаны противовирусные препараты прямого действия, то есть направленные не на белки вируса.

Благодаря им количество выздоровевших (процент излечения / эффективность терапии) увеличилось.

И что немаловажно, сократилось время лечения. В настоящее время имеются комбинации препаратов прямого действия, которые могут излечивать до 99% пациентов с вирусом любого генотипа, причем без использования интерферона. Стало возможно лечить в том числе ВИЧ-инфицированных, которые раньше представляли отдельную когорту пациентов. Сейчас врачи их лечат, просто учитывая взаимодействия препаратов против гепатита с антиретровирусными препаратами. Стало можно лечить пациентов с циррозом печени, а также пациентов перед трансплантацией печени. И это — огромный прорыв в науке.

Кстати, лично я работаю в лаборатории, которая исследует метаболические процессы при инфекции вирусом гепатита С. Ведь хотя пациентов можно вылечить, невозможно полностью избавиться до конца от риска возникновения цирроза, фиброза и рака печени. Эти риски остаются. Мы исследуем метаболические пути и выясняем, как на них воздействует вирус и можно ли сделать вещество, которое может подавить патогенность вируса.

Вирус гепатита D, или Паразит на паразите

Вирус гепатита D (или дельта-вирус) — это вирус-сателлит. Он был давно открыт итальянской группой ученых, которые пытались выяснить, почему на севере и юге Италии у пациентов с хроническим гепатитом B разное течение и тяжесть заболевания. И итальянцы обнаружили, что у пациентов с тяжелым течением заболевания есть некий дополнительный дельта-антиген. Потом ученые поняли, что это вирус-сателлит, то есть неполный вирус. Если обычный вирус — это паразит при клетке, то это — паразит при паразите. Он несет короткую кольцевую РНК и кодирует всего один антиген (белок). Этот антиген может быть в двух разных формах — но все-таки он кодируется единственным геном.

Этот белок может образовывать капсид вируса — внутреннюю оболочку вирусной частицы, но его недостаточно для образования полноценного собственного вириона. Для образования вирусной частички этот вирус использует белки оболочки вируса гепатита B. Белок дельта-вируса не обладает ферментативной активностью, а для репликации своего генома он использует аппарат хозяйской клетки.

Число инфицированных гепатитом дельта в мире оценивается в 15 млн человек. Существует два разных вида инфицирования — коинфекция и суперинфекция.

Коинфекция представляет собой одновременное инфицирование вирусами гепатита В и дельта, а суперинфекция — инфицирование гепатитов D пациентов с уже установившимся хроническим гепатитом В.

В каждом случае течение заболевания будет разным. При коинфекции в 95% случаев разовьется острый гепатит, но хронического заболевания не будет. Но при этом есть достаточно высокая вероятность развития уже упоминавшегося фульминантного гепатита. И это плохо.

В случае суперинфекции, как правило, возникнет хронический гепатит, при котором резко ускоряется развитие фиброза печени — разрастания соединительной ткани с появлением рубцовых изменений, а также увеличения риска появления цирроза и рака печени.

В заключение важно заметить, что гепатит D можно предотвратить вакцинированием против вируса гепатита B. Это особенно важно для отдельных регионов, где распространение этого вируса достаточно велико: в странах Средиземного моря, в частях Африки, на Среднем Востоке. В России таким регионом является, например, Тува. Лет десять назад число инфицированных в ряде возрастных групп доходило до 20%. Однако у более молодых людей, которых прививают от гепатита В согласно календарю прививок, инфицированных не обнаруживалось.