Сближение с Крымом доказали по квазарам

Как радиоастрономы высчитали скорость присоединения Крыма

Как радиоастрономы сумели оценить движение Крыма в сторону материковой России и почему метод GPS решает подобные задачи точнее, разобралась «Газета.Ru».

Одной из самых читаемых новостей вторника стало известие о том, что полуостров Крым движется в направлении материковой России.

Причем движется в физическом, а не политическом смысле.

Источником открытия стали ученые, точнее, директор Института прикладной астрономии РАН Александр Ипатов, чьи слова передало агентство «Интерфакс».

«В момент присоединения Крыма к России мы попробовали ответить на вопрос: куда же движется Крым? И мы определили, что он движется к России», — сказал Ипатов.

Несмотря на то что это заявление похоже на шутку, оно является итогом серьезного исследования, добавил ученый. «На самом деле это не шутка, хотя очень похоже», — сказал Ипатов. Еще он успел уточнить, что Крым движется приблизительно на северо-восток, а выяснить это помог российский радиоинтерферометрический комплекс телескопов «Квазар-КВО».

Слова о движении полуострова в направлении родных берегов, куда звали жителей Крыма с 2014 года, прозвучали на Дне космической науки, который в этот день проводился в Институте космических исследований РАН, от ученого, который давно не очень жалует журналистов за всевозможные ляпы.

Так получилось, что и в этот раз не обошлось без них: «Интерфакс» назвал «Квазар-КВО» не радиоинтерферометрическим, а почему-то «радиотермометрическим» комплексом.

«Газета.Ru» выяснила, куда и почему задвигался Крым и как это заметили ученые. Наблюдения, о которых идет речь, были проведены в рамках глобальной геодезической сети IVS. «Наблюдения по Крыму начались в 1994 году, и последний эксперимент, который я обрабатывал, состоялся в ноябре 2014 года», — рассказал Леонид Петров, сотрудник Астрогеоцентра США.

Кстати, в настоящее время Петров находится с визитом в Астрокосмическом центре ФИАН и работает с коллегами по тематике российского космического радиотелескопа «РадиоАстрон». IVS — международная коллаборация, целью которой является оценка дрейфа материков и решение геодезических задач методом так называемой радиоинтерферометрии со сверхдлинной базой, когда удаленные друг от друга радиотелескопы позволяют увеличивать угловое разрешение при астрономических наблюдениях объектов во вселенной.

А наблюдая, например, за далекими квазарами, собственные движения которых на небе минимальны, РСДБ позволяет с высокой точностью оценивать координаты и движения отдельных антенн.

Одна из таких тарелок, 22-метровый телескоп РТ-22 на Южном берегу Крыма в Голубом заливе, и позволила в течение 21 года измерить дрейф полуострова. При этом «Квазар-КВО» — три российские антенны, стоящие под Петербургом, в Карачево-Черкесии и Бурятии, — были важной частью большой системы антенн, разнесенных по миру.

«Названная скорость в 2,9 миллиметра в год выглядят реалистично», — добавил Петров.

По его словам, движение Крыма к материковой России вполне объясняется движением и деформацией Евразийской и Африканской тектонических плит.

Однако в настоящее время методу РСДБ на помощь пришел способ, дающий более детальную картину движения, — метод GPS. Поэтому Институт прикладной астрономии в каждой своей обсерватории имеет еще и GPS-станции: метод GPS позволяет более детально и точно оценивать движения материков.