«Нулевой пациент» не виноват

ВИЧ занесен в США на десять лет раньше, чем считалось до этого

ВИЧ попал в США на десять лет раньше, чем считалось до этого, и не с тем геем. Почему не виноват «нулевой пациент» и откуда пошло распространение вируса в США — в материале «Газеты.Ru».

ВИЧ остается одной из тяжелейших медицинских проблем мирового масштаба. По некоторым оценкам, с начала эпидемии, которое датировали 1981 годом, 78 млн человек заразились ВИЧ и 35 млн умерли от болезней, связанных со СПИДом. Теперь эти цифры требуют пересмотра и дополнения.

Исследователи из Университета штата Аризона (University of Arizona) и Кембриджа в Великобритании (University of Cambridge) убедительно показали, что первые жертвы ВИЧ появились в Северной Америке гораздо раньше. Новая статья опубликована 26 октября в Nature.

Новая хронология

Традиционно датой начала эпидемии считалось 5 июня 1981 года.

В этот день Центры по контролю и профилактике заболеваний США (The U.S. Centers for Disease Control and Prevention, CDC) опубликовали еженедельный отчет по показателям заболеваемости и смертности, куда вошли пять случаев заражения редкими инфекциями у молодых мужчин с неработающей иммунной системой. Через год появилось название «Синдром приобретенного иммунодефицита» (СПИД).

Теперь благодаря группе ученых под руководством Майкла Воробья (Michael Worobey) и Ричарда Маккейя (Richard McKay) можно с уверенностью говорить, что ВИЧ начал распространяться по Америке гораздо раньше — примерно в 1970 году. Используя специально разработанную технологию, исследователи построили эволюционные деревья различных штаммов ВИЧ и их распространения по США.

Оказалось, что прародителем всех штаммов ВИЧ в Америке стал подтип B из Гаити. До этого же вирус пересек Атлантический океан и прибыл на Карибы в 60-х годах из Африки, со своей родины.

Авторы новой публикации даже смогли определить географическую локацию на североамериканском континенте, где, скорее всего, появился первый ВИЧ-инфицированный в США. Этим местом оказался Нью-Йорк. «Около 1970 года мы видим сигнал о появлении этого вируса, а это доказательство того, что в тот момент времени там должен быть как минимум один человек [зараженный ВИЧ], — говорит Воробей. — Из Большого Яблока ВИЧ распространился в Сан-Франциско и, по-видимому, в другие города в Калифорнии, например в Лос-Анджелес, откуда и были пациенты из отчета 1981 года».

«Наш анализ показывает, — продолжает Воробей, — что массовые случаи в Калифорнии, которые заставили людей бить тревогу и в итоге привели к открытию СПИДа,

на самом деле были только всполохами более ранней вспышки, которую мы видим в Нью-Йорке».

Кто виноват?

Одним из фигурантов первых публикаций CDC в 80-х был Гаэтан Дюга (Gaëtan Dugas) — бортпроводник Air Canada, чьи многочисленные гомосексуальные связи и «помогли» выяснить, что ВИЧ может передаваться половым путем. Его окрестили «нулевым пациентом» с намеком на то, что он и был первым человеком, принесшим ВИЧ в США. Авторы нового исследования в очередной раз оправдали Дюга:

из их результатов явственно следует, что «нулевым пациентом» был кто-то задолго до него.

Более того, ученые подчеркнули, что, как уже было заявлено ранее, произошла ошибка при наборе текста в типографии: бортпроводник именовался в изначальной работе CDC как «пациент О», а не «пациент 0». Буква О была выбрана потому, что с нее начинается фраза «Outside of California» — за пределами Калифорнии — а именно так промаркировали Гаэтана Дюга исследователи из CDC. На самом же деле его номером в рукописи был 057.

«Историки и ученые уже давно отказались от признания Дюга источником распространения ВИЧ-инфекции в Северной Америке, — говорит другой соавтор исследования Ричард Маккей из Великобритании. — Но когда ВИЧ был впервые обнаружен, знания исследователей о нем были ограниченны, а освещение в некоторых СМИ направило общественное понимание эпидемии не в то русло без надежной научной базы».

Новая технология

Образцы для анализа находились в плохом состоянии, поскольку были взяты у пациентов, инфицированных ВИЧ в конце 1970-х годов, а вирусная РНК со временем разрушается. Из-за этого, чтобы узнать правду о распространении ВИЧ, исследователям пришлось разработать под свой проект особую технологию, которую назвали RNA jackhammering — «молоткоотбивание РНК».

После серологического скрининга более 2000 образцов сыворотки 40-летней давности лаборатории Воробья и Маккейя смогли восстановить из 53 образцов восемь полных вирусных последовательностей РНК. После этого исследователи провели филогенетический анализ и предсказали по скорости мутаций в РНК, что первый ВИЧ —

общий предок полученных восьми РНК — должен был появиться в США в 1970/71 году.

«Хотя образцы датируются концом 1970-х годов, временем задолго до того, как заметили СПИД, [в них] столько генетического разнообразия — настолько много, что оно не могло появиться в конце 1970-х годов, — поделился Воробей. — Это прямое свидетельство многолетней циркуляции вируса в Соединенных Штатах до того, как ВИЧ и СПИД в конце концов признали».

Воробей не первый год занимается проблемами распространения ВИЧ по планете. В 2008 году «Газета.Ru» рассказывала о его работе, в которой доказывалось, что ВИЧ передался людям век назад — гораздо раньше, чем считалось ранее.

Сейчас же группа ученых под руководством Воробья и Маккейя настроена оптимистически: их результаты помогают лучше понять распространение вируса среди населения и поэтому могут привести к созданию более эффективных стратегий борьбы с ним. Кроме того, технология, использованная учеными, может применяться и для решения других проблем. Например, с ее помощью можно улучшить скрининг анализов крови на маркеры рака или вирусов, в том числе вируса Зика — новой страшной эпидемии нашего времени.